UA / RU
Поддержать ZN.ua

Определенные связи Умерова и его друзей-советников являются поводом для беспокойства нашего ключевого союзника – эксперты

И это не единственная проблема того, что два друга и бизнес-партнера Рустема Умерова являются его советниками.

Министр обороны Рустем Умеров вместе с двумя друзьями, которых он сделал своими внештатными советниками, являются надежными бизнес-партнерами в структурах, связанных с турецкими инвестициями и влиянием в Украине. В чем опасность такой ситуации, и что не так с советниками министра обороны в статье «Министерство саботажа» Умерова» пишут украинская общественная активистка и исполнительный директор киевского Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк, Алена Гетьманчук из центра «Новая Европа» и руководительница Drones (БФ Dignitas) Мария Берлинская.

«Раздавать задачи от имени министра обороны имеют право два давних друга и бизнес-партнера Умерова — Снавер Сейтхалилев (с 2021 года экс-заместитель Алексея Резникова как министра по реинтеграции временно оккупированных территорий) и Ленур Мамбетов. Оба оформлены в министерстве как внештатные советники государственного секретаря на общественных началах. Хотя самого государственного секретаря в министерстве нет с октября, вместо него и.о.», – пишут авторы.

[pics_lr left="/img/forall/u/495/25/snaver-sejthalilev-3-1200x738.jpg" ltitle="Снавер Сейтхалилев" right="/img/forall/u/495/25/зображення_2024-12-05_002234382.png" rtitle="undefined"]

Умеров, Мамбетов и Сейтхалилев начинали свою карьеру одновременно в 2000-х годах в компании «Астелит», которая затем стала называться Лайфселл — совместное предприятие Рината Ахметова и турецкого оператора мобильной связи Turkcell.

Читайте также: Некачественные мины на фронте – это следствие хаотического и несистемного «делегирования ответственности» в Минобороны – эксперты

Сейтхалилев и Мамбетов не имеют формальных должностей в Минобороны, а значит и доступа к государственной тайне, необходимости подавать электронную декларацию и не должны проходить спецпроверку. Несмотря на это, советники часто присутствуют на важных совещаниях внутри оборонного ведомства и, соответственно, могут иметь доступ к чувствительной информации.

«Если верить неофициальным базам, которыми широко пользуются журналисты-расследователи для получения информации о гражданах РФ, у Сейтхалилева и Мамбетова есть российские паспорта. В нашем распоряжении есть данные по реестрам, которые могут свидетельствовать о наличии российского гражданства у обоих доверенных лиц министра. Скорее всего, это связано с оккупацией Крыма, где некоторое время проживали семьи Ленура и Снавера, а также ведение бизнеса на полуострове уже после оккупации», – пишут авторы.

Полученные выписки из бизнес-реестров США, Турции, Украины, Панамы, России, Кыргызстана, ЮАР, Эстонии, Туниса, Канады и других стран подтверждают (см. документы), что Снавер Сейтхалилев, Ленур Мамбетов и Рустем Умеров в течение почти 20 лет являются надежными бизнес-партнерами в структурах, связанных с инвестициями и влиянием Турции в Украине.

«Министерство обороны превращается в «турецкий двор». Это повод для беспокойства нашего ключевого союзника – США, особенно тревожащихся за защиту своих оборонных технологий. Возможность доступа Сейтхалилева и Мамбетова к чувствительной информации в Минобороны и приверженность ключевым лицам украинского оборонного ведомства в Турцию являются потенциальной угрозой. Несмотря на то, что Турция является членом НАТО, отношения между Вашингтоном и Анкарой, особенно в области оборонного сотрудничества, достаточно напряжены», – пишут эксперты.

Напомним, В Минобороны несколько сверхсложных «денежных» и рисковых направлений курирует еще один близкий друг министра – Дмитрий Клименков. Более того, с помощью Клименкова глава Минобороны пытался устранить действующую руководительницу Агентства оборонных закупок Марину Безрукову. Для этого Дмитрий Клименков предложил ликвидировать АОЗ из-за поглощения агентства значительно меньшим Государственным оператором тыла (ДОТ). Такую задачу ему спустил Умеров. Оба аргументировали такое предложение стандартами НАТО, но Представительство Альянса публично опровергло это.