Дерегуляция и либерализация, в отношении которых десять лет назад якобы начали проводить реформы в строительстве, — это уменьшение объема полномочий чиновников в вопросах регулирования и контроля, а совсем не отмена обязательного соблюдения требований законодательства застройщиками. Об этом в статье для ZN.UA пишет эксперт по вопросам градостроительства Георгий Могильный.
Однако специфика украинского подхода состояла в том, что у органов контроля в строительстве не просто уменьшилось количество полномочий (которые одновременно являются правом и обязанностью), а все ключевые полномочия стали дискреционными. Таким образом, застройщики получили право без обязанности его применять.
"Этим государственная власть сняла с себя ответственность за последствия строительства и породила smart-коррупцию: де-факто коррупция есть, а де-юре ее нет. Работает это просто: если у должностного лица нет обязанности, оно не может эту обязанность нарушить", - пишет Могильный.
Он отмечает, что, несмотря на то, что коррупция действительно существует, доказать это практически невозможно.
"Застройщик — просто бизнесмен, который хочет заработать больше, а больше заработать он может благодаря нарушениям законодательства. Меньше риска у должностных лиц — более дешевая коррупционная услуга для застройщика. Более дешевая коррупционная услуга — больше у чиновника можно купить «не заметил» и больше заработать на нарушениях. И застройщик, и коррупционер довольны: застройщик за счет нарушений хорошо зарабатывает, а коррупционер получает свой процент без какого-либо риска", - поясняет Могильный.
Вышеупомянутая система содержит немалые риски для застройщика: контроль не заканчивается получением разрешения, и строительство от такого разрешения законным не становится. При этом другой чиновник может прийти и попросить поделиться прибылью в знак признательности за неиспользование права на проверку законности строительства.
При этом автор акцентирует на том, что власть даже не пыталась создать основу для эффективной борьбы с коррупцией в контролирующих органах.
"Все изменения больше похожи на перетягивание каната между чиновниками и застройщиками для создания защиты от чрезмерного вымогательства во время проверок, - уточняет эксперт. - В прошлом году Кабмин лишь частично убрал дискреционные полномочия в процедуре выдачи разрешений и сертификатов, установив небольшой перечень обязательных для проверки вопросов. У чиновников появился некий риск, и они в ответ ожидаемо должны были повысить размер взяток. Застройщики не замедлили с ответом и начали жаловаться в СМИ, что коррупция возросла, и с них теперь требуют втрое больше, чем раньше".
Так каковы реальные последствия лже-либерализации, которая прошла в строительной сфере? Почему у застройщиков появилась возможность получать баснословные прибыли, а инвестор по-прежнему рискует последними сбережениями? Каким образом массовые незаконные строительства легко становятся законными? На чем в существующей системе зарабатывают свою маржу якобы отпустившие вожжи контролирующие чиновники? Какие ноу-хау в пользу «своих» застройщиков предлагает команда Зеленского в новом законе, еще больше углубляющем либерализацию рынка?
Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в первой части статьи Георгия Могильного "Игры строительных престолов"