"Сегодня актуальность этой меры наказания, с моей точки зрения, не снизилась", - сказал президент.
"Поставь этот вопрос (об отмене смертной казни) даже здесь, в этом зале, среди просвещенных людей, которые, может быть, не столкнулись с подобными преступлениями, не все будет однозначно", - подчеркнул А.Лукашенко, отвечая на вопрос о наличии предпосылок для отмены смертной казни в Беларуси.
"У нас есть референдум. Хочу я этого или не хочу, какой позиции ни придерживался - для меня это закон", - добавил он.
При этом, касаясь требований европейских стран к белорусскому руководству о введении моратория на применение смертной казни или полной ее отмены, А.Лукашенко заметил: "Немножечко развернитесь туда, через Атлантику, там очень большой друг у вас (США). Как только он отменит - мы будем следующими".
Белорусский лидер пояснил, что привел этот пример не потому, что Беларусь ориентируется в этом вопросе на США, а потому что применяются двойные стандарты. "Не может быть двойных стандартов в этом плане", - убежден президент.
А.Лукашенко заметил, что смертная казнь есть в КНР, а также "арабских странах, откуда они нефтишку качают". "Чего ж вы там не требуете?" - задался вопросом президент.
"Если в нашей стране большинство "за" (отмену смертной казни) - и я подчинюсь вашему решению", - заверил А.Лукашенко.
При этом он заявил, что "все приговоры о смертной казни, пожизненном заключении, проходят через мое сердце". Президент добавил, что тщательно изучает обстоятельства уголовного дела, по которому ему предстоит принять решение - подписать указ о применении смертной казни.
"Если только хоть где-то есть зацепка, что это может быть не совсем точно (доказанность совершения преступления), что из 10 фактов в одном только сомнение, - он получает пожизненное заключение, к исключительной мере его никто не приговаривает, я знаю судейскую практику", - подчеркнул белорусский лидер.
А.Лукашенко также призвал не забывать о чувствах тех людей, которые потеряли близких, остались инвалидами в результате преступления. "Вы, наверное, уже забыли, как мы пережили эту ситуацию (теракт в метро)", - сказал он, обращаясь к журналисту, задававшему вопрос.
Президент напомнил, что спускался в метро после взрыва и предложил журналистам поставить себя на его место. "Каково бы было ваше состояние?" - спросил он.
А.Лукашенко обратил внимание, что "вернуться (к применению смертной казни) после моратория или отмены - уже проблем много". "Нельзя упрощенно подходить. Да, мы можем сегодня ввести мораторий, но чтоб потом это нам боком не вышло", - добавил президент.
Отвечая на вопрос об отношении к критике по поводу расследования теракта и даже обвинений в его организации в свой адрес, А.Лукашенко сказал, что "это болезненно для меня, я человек эмоциональный". Он назвал большинство критических заявлений о себе "очевидным враньем". Президент добавил, что вместо реакции на разного рода обвинения, "пытается терпеть, сжать зубы и думать, что время все расставит на свои места".
Напомним, генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд выступил 30 ноября со специальным заявлением, в котором призвал белорусские власти не приводить в исполнение смертный приговор в отношении двух граждан, осужденных за совершение апрельского теракта в минском метро.