UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лаборатория законодательных инициатив: «Парламентская реформа выполнена всего на 45,7%»

Правда, если бы общественная организация учитывала только полностью выполненные рекомендации, то состояние выполнения реформы можно было бы оценить только в 10%.

Парламентская реформа, начатая в 2016 году, выполнена на 45%, отметили в Лаборатории законодательных инициатив. С 2019 года прогресс заметен всего на 4%.

«Парламентская реформа была начата в далеком 2016 году с Дорожной карты по поводу внутренней реформы и повышения институционной способности Верховной Рады Украины. Эта реформа до сих пор не завершена и воплощена меньше, чем наполовину. Поэтому можно ли приветствовать заявления руководства Верховной Рады по поводу необходимости выполнения этой реформы хотя бы на 70-80%. Насколько же реформа имплементирована сейчас? По нашей методологии мы оцениваем ее выполнение на 45,7% (95 баллов из 208 возможных) по состоянию на июль 2021 года», – отметили в общественной организации.

По данным ГО, по сравнению с мартом 2019 года прогресс в реформе продвинулся вперед лишь на 4%, что можно назвать «топтанием на месте». Поэтому, как отметили в Лаборатории законодательных инициатив, рекомендации, представленные в 2019 году, актуальны и сегодня. Речь идет о:

Главной проблемой общественная организация назвала отсутствие системности реформирования украинского парламента. Указано, что это особенно касается народных депутатов.

«Если реформы, касающиеся Аппарата ВРУ и зависевшие от решения руководства Аппарата (а также от политического руководства ВРУ), продвигались более или менее комплексно и с учетом рекомендаций Дорожной карты, то направления, относящиеся к правилам и форматам работы самих народных депутатов, или ухудшились по сравнению с 2019 г. или остались примерно на том же уровне. А там, где происходили улучшения, они были реакцией на текущие вызовы и не слишком основывались на рекомендациях Дорожной карты», – указали в ГО.

Как добавили в общественной организации, ярким индикатором этого является то, что Верховная Рада девятого созыва не пересматривала Дорожную карту реформы. Кроме того, действующий состав парламента не обновлял ее в соответствии с настоящими вызовами. И это при том, что в некоторых направлениях дорожная карта устарела и потеряла свою актуальность.

В Лаборатории законодательных инициатив отметили, что основные улучшения в рамках выполнения Дорожной карты касаются аппарата Верховной Рады, в частности:

«Улучшение общей оценки состояния выполнения рекомендаций можно объяснить тем, что сферы, касающиеся Аппарата, улучшились больше, чем ухудшились сферы, касающиеся непосредственно депутатов», – добавили в Лаборатории законодательных инициатив.

Читайте также: Верховная Рада открыла седьмую сессию

По данным ГО, определенные положительные изменения касаются также работы народных депутатов:

«Следует помнить, что наша методология учитывает процесс имплементации рекомендаций, поэтому реформа оценивается на 45,7%. Однако если бы мы учитывали только полностью выполненные рекомендации (то есть, ориентировались на результат, а не на процесс), то состояние выполнения можно было бы оценить только на 10%», – отметили в Лаборатории законодательных инициатив.

Указано, что только пять из 52 рекомендаций в рамках реформы выполнены полностью, то есть менее 10%. Все они касаются аппарата ВРУ. В частности, речь идет о рекомендациях:

«Ресурс для увеличения оценки выполнения рекомендаций Дорожной карты при содействии причастных к Аппарату ВРУ сфер в значительной степени исчерпан (поскольку большинство рекомендаций воплощено или почти воплощено). Поэтому для увеличения доли выполненных рекомендаций при последующей оценке нужно будет имплементировать другие рекомендации Дорожной карты. В частности, значительный потенциал для имплементации имеют блоки «Законодательная способность и законотворческий процесс», «Коалиция, оппозиция и диалог», «Соблюдение нравственных норм и стандартов поведения», ведь рекомендации в них выполнены меньше, чем на треть», – отметили в ОО.

Указано, что в первую очередь следует внедрять основные рекомендации, касающиеся законотворческого процесса. В то же время в общественной организации обратили внимание, что выполнение таких формальных рекомендаций как электронная форма документооборота не должны замещать более важные. К последним относятся:

«С тех пор не проводился системный мониторинг. Однако поверхностный мониторинг показывает отсутствие заметного прогресса в реализации реформы. По некоторым пунктам наблюдается регресс, например, Верховная Рада в конце 6 сессии отсрочила переход на электронный документооборот», – добавили в общественной организации.

Читайте также: Верховная Рада имеет право законно утверждать указ о военном положении двое суток — Данилов

Какие законодательные нововведения будут влиять на нашу жизнь в 2022 году, читайте в обзоре от Лаборатории законодательных инициатив «Законы нового года» и «Законы нового года». Часть 2».