Хотя у президента, согласно закону о правовом режиме военного положения, есть полномочия ввести военные администрации в громаде, сейчас это делается коллегиально с учетом пусть формальных, но предложений Генштаба и ВА. Комментируя риски законопроекта в интервью редактору отдела политики Инне Ведерниковой, заместитель главы ОПУ Алексей Кулеба заявил, что на выходе после всех споров и обсуждений "мы получим каскад моделей управления на деоккупированных территориях".
"Вот вы знаете о том, что депутаты Луганской областной рады до сих пор имеют полномочия. Понимаете уровень проблемы? Или Запорожская облрада. Она тоже сейчас действует, ее никто не расформировал. Депутаты просто не собираются. 28 депутатов ОПЗЖ и 16 квази… Вот о чем идет речь", – отметил Кулеба.
Но проблема в том, что в 2015-м году был принят закон про военно-гражданские администрации (ВГА) в ряде громад Донецкой и Луганской областей,а также в самих областях, были образованы военно-гражданскиеадминистрации. Тогда все говорили об их временной необходимости. В результате семь (!) лет прямого президентского правления. С полностью непрозрачным бюджетом. При отсутствии законодательно прописанных оснований как для ввода ВГА, так и для продления их деятельности. В законопроекте о военных администрациях — тот же подход. Если сложить эти пазлы, то диалог с ЕС может нарушиться.
"Думаю, что на выходе после всех споров и обсуждений мы получим понятный каскад моделей управления на деоккупированных территориях. Сначала — военная администрация, которая через какое-то время трансформируется в военно-гражданскую администрацию. И только за ней — гражданская администрация, в рамках которой возобновятся процессы гражданского общества, включая выборы", - ответил на это Кулеба.
По срокам каждого из этапов. Камни в огород законопроекта №8056 летят не только от экспертов, но и от Главного научно-экспертного управления парламента. Его специалисты в своем заключении к законопроекту настаивают на том, что нельзя смешивать государственные функции и местные. Что государство в лице президента перебирает несвойственные для него полномочия. За рамками Конституции.
Кулеба привел пример из собственного опыта в Киевской области: "Никто не вводил в Ирпене военную администрацию, но по факту там принимались военно-административные решения и проводились стабилизационные мероприятия. Понадобилось два месяца для того, чтобы разминировать территорию, восстановить сети, наладить работу администрации, по сути, вернув государство в город. И это в громаде, которая всего в двадцати километрах от столицы и была достаточно быстро освобождена.
А что мы увидим на Донбассе спустя девять (!) лет оккупации? Там придется принимать решения в рамках военной операции. Причем речь идет о промышленных агломерациях, а не просто городах. Привлечение к ответственности коллаборантов и последующие стабилизационные, в том числе экономические действия, четко расписаны в нормативной базе.
У меня была встреча с экспертами, мы достаточно долго на эту тему говорили. И когда мы четко видим практическую плоскость, вопросы о сроках не возникают. Потому что все понимают, что никто сейчас не может сказать, сколько времени потребуется на разминирование. А мы можем ввести гражданскую администрацию, если населенные пункты не разминированы? Нет. Это большая работа, которую нужно планировать сейчас, для того, чтобы оперативно включаться потом".
Но если в законе четко не выписать основания для введения и продления сроков и прочее, то у нас не будет предохранителей, которые не позволили бы власти скатиться в авторитарную историю. Об этом же вам говорят ассоциации ОМС.
"Военные администрации, согласно закону, должны прекратить свои полномочия в течение 30 дней после окончания военного положения. Остальные нормы будут проработаны в законодательстве. Я думаю, что для нас авторитаризм никогда не будет проблемой. Потому что мы слишком дорого платим за демократию. И спрашивать будет как Европа, так и общество", - уверен Кулеба.
Больше материалов Инны Ведерниковой читайте по ссылке.