UA / RU
Поддержать ZN.ua

Команде Порошенко и Яценюка/Гройсмана на осуществление реформы госуправления не хватило политической воли и системности - эксперт

Важно завершить реформу госуправления до изменения политической команды, чтобы не начинать все сначала. К сожалению, не сложилось.

В 2014-м, после Революции Достоинства, при поддержке институций ЕС была сделана очередная попытка сдвинуть реформу госуправления с мертвой точки. Группа экспертов совместно с НАГС на основе рекомендаций проекта SIGMA и наработок предыдущих экспертных команд подготовили новый проект закона о госслужбе. Именно этот закон, проголосованный в парламенте в конце 2015-го, и дал старт реформе государственной службы. Именно этот закон, который был проголосован в парламенте в конце 2015 года, и дал старт реформе государственной службы, пишет в статье для ZN.UA эксперт по вопросам государственной службы и государственному управлению Сергей Сорока.

Так, по его словам, Закон о госслужбе и ряд принятых важных подзаконных актов начали новые принципы и процедуры государственной службы:

"следует понимать, что тем самым была задана только правильная рамка (хотя и не совсем устойчивая, — парламентарии всегда склонны к паллиативным решениям), которую надо было наполнять правильным содержанием, используя предложенные законом инструменты. Важно было завершить реформу до изменения политической команды, чтобы не начинать все сначала. К сожалению, не сложилось", - пишет автор.

Он также отмечает, что в июне 2016 года в день, когда правительство одобрило Стратегию реформы государственного управления, нынешний руководитель проекта SIGMA Грегор Вирант (с 2015-го до середины 2020-го был одним из ведущих европейских экспертов, помогающих Украине реформировать государственную службу и государственное управление) сказал: «Если вы [украинцы] выполните все задачи и меры Стратегии, то я уверяю, что с вероятностью 95% до конца 2020 года Украина будет иметь эффективную исполнительную власть европейского образца».

"Но команде Порошенко и Яценюка/Гройсмана, находившейся под постоянным, скажем так, сопровождением европейцев, на осуществление реформы не хватило политической воли и системности. То есть за время реформы государственной службы периода президентства Порошенко ее культурная трансформация не произошла, — государственная служба осталась слишком забюрократизированной, невосприимчивой к инновациям, а менеджмент часто не соответствовал современным требованиям компетентности, открытости и добропорядочности", - объясняет Сорока.

Автор подчеркивает, что в Украине так и не было реформировано оплату труда государственных служащих, а соответствующая норма закона так и не вступило в силу через знаменитую «политической целесообразности».

"Министры хотели как и раньше иметь право решать, кому начислять премиальные выплаты, сумма которых остается неограниченной, а кому — нет. Поэтому доход государственного служащего все еще зависит от благосклонности руководителя и премии, которую он начислит государственному служащему непрозрачным способом и только по ему известным критериям", - резюмирует эксперт.

Читайте также: Кадровые чистки и люстрация не решают проблемы качества госслужбы - эксперт

Сейчас каста высших государственных служащих, которая только начала формироваться, разрушена, деморализована и не защищена от политического произвола. Очередное «лечение» превратилось в разрушение организма, который только начинало «становиться на ноги». Еще больше подробностей о проблемах реформы государственной службы в материале Сергея Сороки «Институты vs революции. Госслужба».