UA / RU
Поддержать ZN.ua

Карасев: Власть теряет связь с обществом

Парадокс первого блицкрига власти состоит в том, что административное усиление власти привело к ее политическому и социальному ослаблению. Вместо либеральной, защищающей, правовой стабильности правящая элита предлагает подавляющую, прессующую, полицейскую стабильность, которая не поддерживается обществом.

Об этом пишет Вадим Карасев в своей статье для «Зеркала недели. Украина».

«Сегодня стало очевидно, что основные противоречия сконцентрированы между коррупционной моделью государственности и требованиями либерального экономического развития. Экономика и общество хотят освободиться от спрута бюрократии, налогового пресса, административной зарегулированности, но государство эту свободу не дает. В результате тлеет конфликт между моделью государственности и реальной жизнью людей, которые ежедневно сталкиваются с дряхлой, коррупционной, подавляющей любые экономические и политические свободы государственной машиной», - отмечает автор.

«Однако власть становится на иной путь - сворачивания и ограничения пространства свободы. С институциональной точки зрения демократии в Украине стало меньше, но ментально украинцы стали ближе к демократии. Общество уже понимает, что свобода - не эфемерное понятие, в иерархии индивидуальных ценностей занимающее второстепенные позиции. И в этом заключается принципиальное значение первого года правления новой администрации: вследствие ее советско-ренесансной политики в обществе постепенно проступают контуры реальной повестки. Такая повестка формирует не политтехнологический, не манипулятивный, не симуляционный, а реальный общественный консенсус - требование от государства антикоррупционной, либеральной, правовой политики, демонополизации экономики. Реформы должны быть ориентированы на производство свободы - экономической, социальной, политической», - считает Карасев.

Как отмечает автор, коалиционная, плюралистическая, конкурентная по своему политическому содержанию политическая система 2006-2010 годов сейчас заменяется режимом доминирующего игрока, роль которого берет на себяпрезидент. Однако, если обратиться опыту соседних России и Беларуси, то условием стабильности и эффективности режимов, там выступает высокий рейтинг президента на уровне 60-70%. С украинским президентом ситуация обстоит намного сложнее. Президентский рейтинг Януковича по прошествии первого года колеблется в районе 30%, причем с тенденцией к падению, а не к росту.

«Задекларированная властью пятилетка реформ может стать пятилеткой социальной и политической нестабильности. Перед элитами сейчас стоит задача удержать ситуацию под контролем, провести реформы сверху и не допустить революции снизу. Вместо проектирования управляемой демократии, несущей в себе потенциал нестабильности, необходима управляемая реформация, либерализация сверху. В противном случае ситуация может выйтииз-подконтроля, а новый Майдан уже не будет мирным, терпимым к власти и элитам. Он будет радикальным и сокрушительным для господствующих элит», - говорится в статье.

Подробнее читайте в статье Вадима Карасева «2011: POINT OF NO RETURN» в свежем номере«Зеркала недели. Украина».