UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как Украине не допустить провала на информационном фронте

Автор: Петр Герасименко

Война с Россией идет не только на физическом поле боя. Противостояние с агрессором продолжается и на информационном фронте. Главное место битвы — влияние на общественные настроения и поведение политических элит, принимающих принципиальные решения. И есть определенные признаки того, что Украина эту войну сейчас проигрывает.

Читайте также: Премьер-министр Чехии считает прекращение военной поддержки Украины со стороны Словакии "неудачной идеей"

В последнее время наше государство столкнулось с рядом неприятных сюрпризов на международной арене. Тревожный сигнал — и постепенная смена общественных настроений. Последние опросы в США свидетельствуют: уровень поддержки Украины среди американцев падает. Сейчас уже 41% опрошенных ABC News/Washington Post респондентов заявляют, что Вашингтон слишком много поддерживает Киев. В начале войны таких было всего 18%. Другой опрос, проведенный Reuters/Ipsos, показал, что лишь 41% американцев согласились с утверждением, что «США должны дать оружие Украине», в то время как 35% высказались против. Это распространение скептичных настроений очень неравномерное и преобладает среди республиканцев. Но было бы ошибкой списать негативные тенденции в общественном мнении исключительно на личный фактор Трампа.

Одна из специфических черт коммуникации украинской власти с внешним миром — концентрация на личности президента Украины Владимира Зеленского. Можно по-разному относиться к такому подходу, но в 2022 году он принес Украине много позитивных моментов. Удачно сыграли своеобразная харизма и актерский талант Зеленского, его умение производить впечатление на публику и вызывать желаемые эмоции в аудитории. В том, что Украине удалось лидировать на информационном фронте в первые полгода большой войны, есть весомая заслуга нынешнего главы государства. Активная медийная деятельность Зеленского, его выступления перед зарубежными парламентами, встречи с ведущими политиками мира и известными публичными персонами принесли много пользы нашему государству в первые месяцы после 24 февраля 2022 года.

Хорошим делом стало создание в мае 2022 года глобальной инициативы United24, составная часть которой — онлайн-платформа для сбора средств в поддержку Украины. Собранные средства распределяют по трем направлениям: оборона и разминирование, гуманитарная и медпомощь, восстановление Украины. По состоянию на сегодняшний день общая сумма приближается к 500 млн долл. Среди амбасадоров United24 — известные на всю планету бизнесмены, политики, спортсмены, деятели шоу-бизнеса, ученые, актеры и знаменитости.

Читайте также: Еще один известный актер стал амбассадором United24: будет поддерживать украинские школы

Но успехи на информационном фронте — следствие не только медийной или дипломатической активности. Они непосредственно связаны с внешним контекстом. А он сейчас не очень благоприятный для Украины. В 2022 году мир был поражен украинскими победами, мужеством и героизмом. «Вторая армия мира» вынуждена была удирать из-под Киева и отступила из других областей. Люди из разных уголков планеты восхищались украинской победой и несокрушимостью, которую не пошатнули даже удары по энергетической инфраструктуре, темнота и зимний холод. А президента Зеленского воспринимали как лидера нации, сумевшей сорвать планы и нанести серию чувствительных поражений значительно более сильному захватчику.

Реалии 2023 года несколько иные. Украинское контрнаступление, о котором очень много говорила власть и СМИ, проходит очень медленно. На то есть объективные причины: у российских оккупантов было достаточно времени подготовить мощные линии обороны и заминировать большие площади. Многочисленные коррупционные скандалы, связанные, в частности с деятельностью Минобороны, стали тяжелым ударом по репутации украинской власти. На этом негативном информационном фоне российско-украинская война начала исчезать с первых полос газет. Вместе с тем эффект очарования Зеленским понемногу развеивается. То, что успешно работало в 2022 году, уже не дает желанного результата сегодня.

Читайте также: Макрон: Продолжение поддержки Украины зависит от разрешения политического кризиса в США

Концентрация власти в офисе президента не только стала причиной потери субъектности исполнительной ветви власти, но и серьезно повлияла на работу соответствующих профильных министерств. МИД Украины работает в тени Банковой и почти не продуцирует основные месседжи на внешнюю аудиторию.

Дополнительный негативный фактор — попытки ОП жестко контролировать какие-либо проявления публичной активности нынешних украинских политиков за границей. Вместо того чтобы всячески способствовать продвижению украинского видения и интересов в Америке и Европе народными депутатами, независимо от их фракционной принадлежности, использовать их личные связи, с конца июля власть фактически наложила табу на зарубежные поездки парламентариев. Стремление Зеленского замкнуть на себе всю коммуникацию Украины с внешним миром и политическими элитами иррационально и уже приводит к негативным последствиям. Президент просто не может выполнить тот объем работы, с которым эффективно справились бы отдельные народные депутаты, контактируя с конгрессменами и посещая ведущие зарубежные телеканалы.

Отчасти просчеты на этом направлении информационного фронта удается компенсировать благодаря усилиям бывших депутатов и экс-министров, волонтеров, военных, общественных активистов и других известных украинцев. Среди лиц, которые посещают страны Запада, общаются с представителями местной власти, военными, публикуют свои авторские колонки и время от времени даже выходят в эфиры зарубежных СМИ, — парамедик и волонтер «Тайра», лидер группы «Бумбокс» и военнослужащий Андрей Хлывнюк, участник российско-украинской войны Маси Найем, военнослужащий Егор Фирсов. В западных СМИ со статьями, интервью и комментариями выступают также бывшие украинские министры и послы Павел Климкин, Анатолий Гриценко, Андрей Загороднюк, Олег Шамшур, Валерий Чалый, Константин Грищенко и другие.

Читайте также: Фильм "20 дней в Мариуполе" будет претендовать на премию "Оскар" от Украины

Украинская власть также допустила ряд ошибок в ведении внешней информационной кампании. Основной ее акцент с самого начала был направлен на работу с россиянами и русскоязычными. Ведущие спикеры от власти вполне серьезно рассказывали, что в скором времени в России начнутся массовые акции протеста из-за больших потерь на фронте, а санкции приведут к коллапсу и резкому ухудшению уровня жизни. Поэтому среди российской аудитории нужно распространять правду о войне, кровавых преступлениях захватчиков и путинском режиме, который ее развязал. Для этого в марте 2022 года и был запущен русскоязычный телеканал FreeДОМ.

В то же время системная информационная работа с западной аудиторией считалась второстепенной задачей. Возможно, потому что власть находилась под впечатлением массовых гражданских акций в поддержку Украины и считала, что эта солидарность с жертвой агрессии никуда не исчезнет. Но эмоции имеют свойство проходить. А с ними может меняться и отношение граждан.

Телеканал FreeДОМ работает уже более полутора лет. Но россияне за это время так и не изменили своего мнения о войне и не вышли на акции против путинского режима. Наоборот, российское общество еще больше консолидировалось вокруг диктатора и против Запада. А Украина и дальше тратит сотни миллионов гривен на малоэффективную пропаганду.

Когда украинская власть столкнулась с постепенным охлаждением поддержки Украины во многих западных демократиях, она не отреагировала на этот вызов комплексно. Наоборот, прибегла к уже проверенной и не очень успешной практике: на скорую руку создала в июне англоязычный канал The Gaze. Планировалось, что этот информационный ресурс будет продвигать украинские нарративы на Западе. Но по состоянию на сегодняшний день канал потратил 60 миллионов гривен, а его результативность слишком низкая. The Gaze демонстрирует мизерный охват аудитории, у него меньше семи тысяч подписчиков. Каждое его видео в среднем просматривают меньше 100 человек. Очень скромно, чтобы претендовать хоть на какое-то влияние на общественное мнение.

Читайте также: Пентагон: У США есть варианты продления поддержки Украины

Позитивно на восприятие Украины могли бы повлиять качественные фильмы о российской агрессии и ее последствиях, героической борьбе с захватчиками и исторических параллелях между Украиной и нациями свободного мира, в свое время тоже боровшимися за свою свободу. Это те эмоционально насыщенные сюжеты и тот медиаконтент, которые должна была бы регулярно видеть иностранная аудитория. Его можно вырабатывать, активно привлекая иностранные СМИ. Трагедия в Буче стала широко известной благодаря мощному освещению в иностранных медиа. Но наше правительство и Министерство культуры и информационной политики, похоже, больше заинтересованы в производстве развлекательных сериалов.

История знает примеры успешной борьбы за общественное мнение американского общества. Когда Великобритания оказалась наедине с Третьим Рейхом после поражения Франции, она не тратила ресурсы на то, чтобы изменить общественное мнение внутри Германии. Правительство Черчилля правильно расставило приоритеты и бросило все силы на успешную коммуникацию со страной, которая могла помочь Британии выстоять и выиграть в войне, — США.

Несколько недель спустя, после того как немецкие бомбардировщики начали свои ночные налеты на Лондон в сентябре 1940 года, Warner Brothers выпустила в американских кинотеатрах девятиминутный документальный фильм London Can Take It! («Лондон выдержит!»). Через несколько месяцев фильм показали в 12 тысячах кинотеатров перед 60-миллионной аудиторией. Кинолента сыграла свою роль в то время, когда американская помощь Британии была жизненно необходима, а американский изоляционизм оставался сильным. За созданием этого мощного фильма, номинированного на «Оскар», стояло Министерство информации Великобритании, хотя обычные американцы об этом не догадывались.

Читайте также: Польша будет сокращать поддержку украинцев с 2024 года

К сожалению, украинская власть, которая любит использовать цитаты Черчилля, пользуется опытом его правительства далеко не в полной мере. Хотя создание качественного киноконтента и других форм массовой пропаганды — то, в чем должны хорошо разбираться выходцы из «Квартала 95».