UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гуманитарная помощь: что обязательно надо сделать Украине

Почему нам необходима локализация гуманитарной помощи?

Авторы: Дмитрий Кондратенко, Екатерина Коренькова

Приближается третий год с начала неспровоцированного и преступного полномасштабного вторжения РФ в Украину, вызвавшего гуманитарный кризис невиданных размеров в Европе. Масштабные программы гуманитарной помощи были развернуты уже в марте 2022-го и продолжатся в следующем году. В 2024 году Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (UN OCHA) запланировал привлечь 3,11 млрд долл., но можно предположить, что такого уровня обеспечения гуманитарных потребностей достичь будет сложно.

Читайте также: Оккупанты уничтожили ударами три базы гуманитарной помощи в Херсоне

Общее финансирование гуманитарной помощи в Украине, по подсчетам UN OCHA, превысило 4,38 млрд долл. в 2022 году и 2,93 млрд долл. в 2023-м (на начало декабря). Сюда нужно добавить помощь государственных органов гражданам и беспрецедентное сплочение и самоорганизацию украинского общества. В целом гуманитарный кризис в Украине стал испытанием для международной системы гуманитарной помощи и возможностью ее реформирования в направлении более локализованного гуманитарного реагирования, опирающегося на развитое национальное гражданское общество.

В 2022 году критики уменьшения объемов помощи в традиционные кризисные регионы, такие как Йемен или Южный Судан, называли ее увеличение Украине «процветанием помощи» (Aid bonanza). Большие объемы помощи в 2022–2023 годах привели к приходу в Украину целого ряда международных гуманитарных организаций, взявших на себя функцию фандрейзинга и управления проектами, при этом часто оставляя непосредственную дистрибуцию помощи (в частности вблизи линии фронта) региональным и национальным организациям (Р/НО) и просто волонтерским группам.

Профильные агентства ООН распределяют 60–70% помощи через региональных или национальных акторов, прямое финансирование украинских гуманитарных организаций в 2022 году составляло 4% от общего, а в 2023-м — до 13%. Такая ситуация неудовлетворительна даже по стандартам доноров гуманитарной помощи. В 2016 году ведущие донорские организации заключили Большое соглашение (the Grand Bargain), которым предусмотрено увеличить долю прямого финансирования местных и национальных акторов гуманитарного реагирования настолько, насколько это возможно, с целевым индикатором как минимум 25%. Также донорское сообщество взяло на себя обязательство работать над локализацией помощи. В узком смысле локализацию можно рассматривать как усиление международных инвестиций и уважения к роли местных участников ради уменьшения расходов и увеличения масштабов гуманитарной деятельности. В более широком — как способ переосмысления гуманитарного сектора снизу вверх, ведь большую часть гуманитарной помощи уже оказывают местные акторы.

Читайте также: Войска РФ разрушили склад гуманитарной помощи "Красного Креста" в Херсоне

Почему локализация важна для эффективного оказания гуманитарной помощи?

Р/НО лучше понимают местные потребности и взаимосвязи между громадой, местной властью и бизнесом. Деятельность местных организаций дешевле по административным затратам. Р/НО являются партнерами власти в адвокатстве необходимых реформ гуманитарной помощи и социальной политики, раннего восстановления и развития территорий и громад.

Как повысить эффективность гуманитарной помощи в условиях уменьшения ее объемов?

При эскалации войн или других масштабных катастроф страны-доноры могут предоставить большие объемы гуманитарной помощи на протяжении двух-трех месяцев. Но со временем, когда кризис становится затяжным, финансирование и внимание к нему уменьшаются из-за появления новых вызовов. Большую роль в сокращении гуманитарной помощи могут играть фидуциарные риски — коррупция, мошенничество, нецелевое использование. Институциональные доноры и крупные МНПО обычно не готовы разделять риски с Р/НО из-за возможных нарушений гуманитарных стандартов (в частности нейтральности) и злоупотреблений. Поэтому организации гражданского общества и государственные органы, работающие с гуманитарной помощью, должны повышать стандарты, проходить надлежащую проверку для получения полноценного финансирования.

Читайте также: Незаконное использование гуманитарки: сколько открыто уголовных дел

Какой должна быть роль международных организаций (гуманитарных МНПО) в системе гуманитарной помощи в Украине?

Стремление сделать гуманитарное реагирование «настолько локальным, насколько это возможно», на первый взгляд, противоречит функциям и стратегическим целям международных гуманитарных организаций, которые привлекают финансирование, разрабатывают программы помощи, формируют сеть, открывают локальные офисы, трудоустраивают национальный и международный персонал и оказывают гуманитарную помощь согласно профессиональным и гуманитарным стандартам.

Но после завершения гуманитарного кризиса национальное гражданское общество должно быть готово предлагать новые направления развития, иметь квалифицированных работников и действенные руководящие органы, способные принимать стратегические решения с учетом предыдущих гуманитарных проектов. Для этого необходимо привлечение Р/НО к полному программному циклу гуманитарной деятельности и распределению рисков между украинскими организациями и донорами. Именно такой подход позволит укрепить институты гражданского общества и подготовиться к стадиям раннего восстановления и помощи в развитии. Вместе с тем международные организации будут содействовать фандрейзингу, передавать опыт программной деятельности, лоббировать стратегии развития и помощи среди межправительственных организаций и ООН.

Интерес к локализации и партнерствам в Украине растет как среди международных НПО и агентств ООН, так и среди национальных организаций, объединившихся ради адвокатства локализации помощи.

Возможности локализации помощи сталкиваются с такими институциональными факторами, как потребности профессионализации и переманивания персонала в МНПО. Некоторые из тех, кто непосредственно оказывает помощь в Украине, не могут обеспечить работниками свои ключевые проекты из-за постоянной «охоты» на кадры международными организациями и агентствами ООН. Для работников такой переход является логическим продолжением их карьеры, и, по мнению местных организаций, это вызвано разительным разрывом в уровне оплаты труда сотрудников Р/НО и МНПО/ООН. Среди шагов, предложенных для улучшения ситуации, есть добровольное ограничение на переход сотрудников, недавно прошедших обучение для новой должности, уменьшение разрыва заработной платы между международными и местными организациями, увеличение опций для периодической дистанционной работы.

Читайте также: Германия предоставила Украине дополнительный пакет гуманитарной помощи: что в него вошло

Исследования вопросов локализации гуманитарной деятельности, которые проводились с начала полномасштабного вторжения РФ при участии международных и национальных организаций, оказывающих гуманитарную помощь в Украине, показали, что одной из проблем эффективного реагирования на кризис является недостаточная координация между разными уровнями предоставителей гуманитарной помощи (национальными и международными).

Из-за языковых/терминологических барьеров, нехватки времени и ресурсов не все Р/НО в достаточной мере представлены на заседаниях рабочих групп и кластеров.

Некоторые Р/НО считают, что повестка дня встреч больше приспособлена к потребностям международных акторов, чем местных организаций, и направлена, скорее, на обмен информацией, чем на наработку конкретных шагов решения проблем.

В ходе исследований многие Р/НО отмечали, что более эффективная и результативная координация происходит именно на уровне местных организаций, которые работают в одной сфере и понимают неотложные потребности пострадавшего населения. Поэтому необходимо адаптировать существующие механизмы, создать и усилить новые, ориентированные только на местных предоставителей помощи.

Читайте также: Гуманитарные кризисы в мире усилятся в следующем году — Международный комитет спасения

Партнерство с совместным обучением донора и предоставителей помощи

Важна не только передача опыта гуманитарного реагирования, его стандартов и подходов со стороны МНПО, но и в обратном направлении — от Р/НО. В частности, некоторые международные организации уже говорят не только о развитии состоятельности (capacity development) в разрезе усиления партнерств с местными организациями, но и об обмене состоятельностью (capacity sharing).

Такой подход обеспечит более равноправное партнерство между организациями и подчеркнет значимость опыта национальных акторов в предоставлении гуманитарной помощи.

Международные НПО в основном воспринимаются национальными организациями как доноры, предоставляющие финансирование, и намного реже — как партнеры, совместно с которыми внедряются проекты. Вместе с тем развитие партнерства требует времени и ресурсов, поэтому в краткосрочных проектах — два, три, шесть месяцев, год — достичь его очень сложно. Так что более долгосрочное сотрудничество МНПО и Р/НО, гибкость, выделение достаточного количества средств для организационного развития национальных партнеров будут содействовать синергии деятельности в контексте реагирования на гуманитарный кризис.

Также нужно развивать способности (empowerment) специализированных гуманитарных организаций, в частности организаций людей с инвалидностью (ОЛИ). Исследование доступа ОЛИ к ресурсам в Украине продемонстрировало крайне низкий доступ к гуманитарному финансированию, нехватку организационных ресурсов и недостаточное внимание со стороны донорского сообщества. Существует нехватка детального понимания проблематики ОЛИ для оказания специализированной помощи, из-за чего часто сложно найти финансирование под конкретные потребности, или же оно нуждается в дополнительных обоснованиях целесообразности.

Читайте также: Гуманитарная помощь: кто может быть ее получателем и приобретателем

Поддержка развития Р/НО необходима, поскольку именно они внедряют преобладающую часть гуманитарной деятельности и останутся и продолжат функционировать в стране даже после завершения донорского финансирования. Когда страна будет находиться на стадии раннего восстановления и имплементации стратегий развития, национальные НПО должны иметь возможность действовать быстро и эффективно как организационно, так и финансово в вопросах восстановления и развития громад и Украины в целом.