Глава Верховной Рады Владимир Гройсман не читал законопроект о реструктуризации валютных кредитов в редакции к третьему чтению, и он сожалеет, что поставил его на голосование, не разобравшись.
"То, что написано в законе в третьем чтении, не все же его читали, и я, к большому сожалению, тоже. И я здесь признаю свою вину, ибо это так было мгновенно просто. Мы говорили об одном, потом внесли совсем другое, проголосовали за третье, и все это для многих стало шоком", - объяснил спикер в интервью "5 каналу".
Он пояснил, что полагал, что основной целью закона должно быть решение проблемы принудительного выселения граждан из кредитных квартир.
"Было все очень спонтанно (голосование - ред.), считаю, что в этой импровизации есть и моя вина", - сказал он, добавив при этом, что "сейчас все должны разделить ответственность относительно дальнейшей судьбы этого закона".
Вместе с тем, подчеркнул Гройсман, проблема валютных заемщиков (в частности тех, кто взял квартиру в кредит и не может его вернуть) требует урегулирования, и граждане должны получить поддержку государства.
По словам спикера, теперь предстоит провести консультации внутри коалиции и принять "взвешенное, правильное решение". Сейчас этот документ уже рассматривает парламентский комитет, добавил Гройсман.
Видео с 38:20 мин.
Верховная Рада 2 июля приняла законопроект о реструктуризации валютных кредитов голосами. В парламенте нашлось 229 народных депутатов, которые нажали кнопку "за". Причем, больше всего голосов дали депутаты "Блока Порошенко" - 72 голоса. Что касается других фракций, то поддержка была следующей: "Народный фронт" - 51, "Оппозиционный блок" - 19, "Самопомич" - 10, "Відродження" - 16, фракция "Радикальной партии" - 18, "Воля народу" - 11, "Батьківщина" - 13, внефракционные - 19.
Это решение спровоцировало значительный резонанс в обществе и критику со стороны экспертов. Так, НБУ сообщил, что закон подразумевает конвертацию валютных ипотечных кредитов в гривневые, которая приведет к разрушительному ущербу для финансовой и банковской системы Украины.
Ряд депутатов уже заявили об отзыве своего голоса за этот закон, оправдываясь тем, что не поняли, за что голосуют. Другие намекают на нарушения регламента, мол зачислены голоса депутатов, которых не было в сессионном зале. В регламентном комитете, в свою очередь, уже успели заявить, что якобы не существует законодательной возможности отозвать голоса.