Третьего января прошение о предоставлении убежища в Украине от бывшего президента Грузии 3 было отвергнуто. Таким образом, исчезла последняя преграда для его депортации в родную страну. Если его выдадут Тбилиси, вероятнее всего он станет жертвой показательного суда без честного шанса на защиту.
Об этом в своей статье пишет эксперт аналитического центра European Council On Foreign Relations Густав Грессель, добавляя, что с тех пор как Саакашвили вступил в союз с президентом Украины Петром Порошенко, украинские чиновники изо всех сил пытались избавиться от нового политического оппонента. Кампания преследования в духе СССР началась с того, что его лишили украинского гражданства (большинство независимых экспертов считают это решение незаконным), запретили возвращаться в Украину, а его соратников своевольно арестовали.
Украинский генеральный прокурор Юрий Луценко попытался организовать собственный показательный суд над Саакашвили. Но затем, 13 ноября, отказался от этого замысла. Официально это произошло из-за слабых доказательств, но на самом деле из-за давления со стороны ЕС и США.
Грессель признает, что Саакашвили "не святой", но кампания против него демонстрирует то, насколько апарт безопасности и юстиции снова был втянут в грязные игры политиков. Луценко сам когда-то стал жертвой показательного суда во времена режима Виктора Януковича. Но теперь он действует так же от имени Порошенко.
Пока сага вокруг Саакашвили продолжается, правящие партии пытаются разрушить наиболее эффективное антикоррупционное ведомство, которое у Украины когда-либо было. 6 ноября "БПП" и "Народный фронт" внесли законопроект, который освобождал Артема Сытника от должности председателя НАБУ и увеличивал политический контроль над бюро.
"Преступление" Сытника в том, что он выдвинул коррупционные обвинения против олигархов, советников президента и сына министра внутренних дел. Несмотря на то, что международные наблюдатели считают расследование НАБУ надежными, украинские судьи закрыли все дела бюро. Международное давление не разрешило Верховной Раде протолкнуть законопроект правящих партий. Но документ никуда не делся и он может снова появиться, когда Запад отвлечется.
Автор называет его "верхушкой айсберга войны украинского истеблишмента против антикоррупционных мер". Следователи НАБУ попадали под арест, СБУ обыскало офис бюро, а административные постановления использовались для того, чтобы заблокировать доступ НАБУ к информации, чтобы подозреваемый смог убежать.
Судебная реформа тоже под угрозой срыва. 25 из 113 судей, которые были назначены членами нового Верховного суда, не соответствуют критериям. Они имеют подозрительным образом полученное имущество причастны к делам, которые были связаны с политическим преследованием или нарушением прав человека, что подтверждает Европейский суд по правам человека.
Вакансии нового Государственного бюро расследований, которое должно забрать у ГПУ полномочия расследовать коррупцию на самом высоком уровне власти, были заполнены без должной прозрачности. А новые руководители в бюро были избраны среди старых кадров прокуратуры. Кроме того, законопроект о антикоррупционных судах, который подал Порошенко, не соответствует рекомендациям Венецианской комиссии и не обеспечивает необходимой независимости от политиков и чиновников в сфере юстиции. Электронные декларации государственных работников не привели к открытию каких-либо уголовных расследований из-за того, что "НАЗК, которая должна мониторить эти декларации, находятся под контролем олигархов".
Автор отмечает, что осенью 2017 года начало расти количество атак против антикоррупционных активистов, неправительственных организаций и журналистов, которые проводят расследования. От политически мотивированных арестов до сфабрикованных доказательств, организованных протестов, преследований и открытого запугивания - список средств, которые используются для подрыва следственных действий, очень длинный.
"С помощью этих действий Порошенко очень быстро развернул прогресс в установленные верховенства закона и разделения властей в Украине, которого удалось достичь после Революции Достоинства. Если так продолжится и дальше, Украина снова станет квазиавторитарной клептократией, в которой несколько человек при власти будут использовать государственный апарт для продвижения частных интересов", - говорится в статье.
С точки зрения Европы беспокойство вызывает то, что украинские элиты проводят эту повестку дня в то время, как провозглашают "проевропейский" курс, который ведет Украину ближе к Европе.
"Но события предыдущих нескольких месяцев демонстрируют, что с нынешним политическим классом у власти у Украины нет европейского будущего. Как и в Молдове ранее, личное обогащение якобы "проевропейских" политиков только дискредитирует союз, уменьшит его влияние и остановит процесс реформ внутри страны. Поэтому ЕС нужно действовать сейчас, если он хочет сохранить доверие к программе Восточного партнерства", - добавляет Грессель.
Пока что дипломатические протесты США, ЕС и МВФ недопустили худшее. Брюссель не передал Киеву очередной транш макрофинансовой помощи. Но это не значит, что Украина не сможет еще больше отступить от правильного курса, учитывая то, что теперь она может брать займы на финансовых рынках.
ЕС пригрозил приостановить действие безвизового режима. Но европейские лидеры не очень хотят воплощать эту угрозу, поскольку она ударит по простым украинцам, а не по коррумпированным элитам. Лучшим инструментом было бы заморозить активы и счета отдельных украинских чиновников, которые блокируют реформы. Это, по мнению автора, послало бы четкий сигнал перед очередными перезидентськими выборами, что нынешние "проевропейские" элиты совсем не такие. Более того, угроза для переизбрания Порошенко может оказаться единственным языком, который нынешний украинский президент понимает.
Многие европейцы стесняются выступить против украинских элит так открыто, потому что боятся, что это навредит борьбе Украины за свою независимость и суверенитет против России. Но эти колебания, по мнению автора, ошибочны. Коррупция и суверенитет - отдельные и не связанные вопросы. Украина заслуживает поддержку ее территориальной целостности, потому что Россия незаконно вторглась и аннексировала часть ее территории. Такое поведение Москвы не может быть оправдано или легализовано из-за того, что украинские чиновники коррумпированы. Так же, если нынешнее украинское правительство не сможет выполнить обещание побороть коррупцию, как того требует соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, будут последствия несмотря на войну против России.
Ранее представитель Евросоюза в Украине Хьюг Мингарелли указал на необходимость срочно создать в Украине антикоррупционный суд. Дипломат назвал коррупцию серьезной болезнью, от которой страдает все украинское общество. Выходом из сложившейся ситуации должны стать создание антикоррупционного суда и укрепление независимости существующих антикоррупционных органов.
Как свидетельствуют данные опроса GfK Ukraine по заказу организации Pact, проведенного в августе-сентябре 2017 года, большинство украинцев (72%) не видит прогресса в реформировании в сфере противодействия коррупции.