UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эрдоган превратился из изгнанника в миротворца — The Times

Хотя Турция и проводит переговоры, она не играет в них ключевой роли.

Все взгляды прикованы к Турции. Вчера президент Зеленский провел переговоры со своим турецким коллегой Эрдоганом в Анкаре. А сегодня в Стамбуле должна сначала состояться трехсторонняя встреча в формате Турция-США-Украина, а затем переговоры между Россией и Украиной.

Кто выйдет победителем из мирных переговоров — пока непонятно, но эта активизация дипломатической деятельности уже принесла одного победителя: президента Эрдогана, отмечает корреспондентка Лиз Кукман.

Когда-то Запад воспринимал его как сложного партнера, но Эрдоган сумел использовать уникальные стратегические связи Турции, чтобы принимать ожесточенных противников за столом переговоров, на которые многие возлагают надежды по завершению самого кровавого конфликта в Европе со времен Второй мировой войны.

Читайте также: Уровень делегации россиян похож на бутафорский – Зеленский по прибытии в Турцию

"Без участия ключевых лидеров прорыв в предстоящих переговорах представляется маловероятным. Однако для Эрдогана проведение таких переговоров на высоком уровне закрепило его статус важного геополитического игрока и ключевого дипломатического моста между Востоком и Западом. Он выработал уникальную позицию относительно войны России в Украине, поддерживая тесные связи как с Киевом, так и с Москвой, и одновременно будучи членом НАТО", — добавляет корреспондентка.

Такое дипломатическое балансирование является частью того, что эксперты называют 360-градусной внешнеполитической стратегией, которая предусматривает взаимодействие Эрдогана с мировыми державами, независимо от их альянсов или конфликтов, с целью максимизации глобальной значимости Турции.

"Турецкое правительство предоставляло военные поставки Украине, а порой действовало как сила, которая обходила санкции против России. Я не думаю, что есть какой-то другой лидер, который имеет такой уровень отношений с обеими сторонами, а также с США", — сказал Берк Эсен, политолог из Стамбульского университета Сабанджи.

Читайте также: Россия способна затянуть переговорный процесс на все лето — WP

Поддержка Эрдоганом сирийских повстанцев принесла ему значительное влияние, когда они свергли Башара Асада в декабре. Он поддерживает тесные связи с новым режимом в Дамаске, присоединившись к четырехсторонней встрече с Трампом на этой неделе по видеосвязи, хотя его важность оспаривается странами Персидского залива.

Немногие страны-члены ЕС, кроме правых лидеров Венгрии и Италии, были готовы сотрудничать с ним в последние годы из-за его растущего авторитаризма, но ситуация меняется — влияние Эрдогана значительно возросло, когда Дональд Трамп был избран президентом США в прошлом году. Они имели тесные связи во время его первого срока, и Трамп хвастается их "замечательными отношениями".

"Если бы [Джо] Байден или [Камала] Харрис были во главе США, я не думаю, что Эрдоган получил бы такой статус и популярность. Мы знаем, что Трамп склонен работать с авторитарными лидерами, и мы знаем, что они достигли взаимопонимания по вопросам Ближнего Востока, Сирии, Газы, возможно, даже Ирана", — считает Эсен.

Читайте также: В Стамбуле стартуют переговоры

Однако наряду с ростом дипломатического веса Эрдоган сталкивается с растущими проблемами дома. В начале этого года арест и заключение в тюрьму Экрема Имамоглу, мэра Стамбула и главного политического соперника президента, привели к крупнейшим антиправительственным протестам за более чем десятилетие.

Турция также борется с углублением экономического кризиса, сопровождающегося стремительной инфляцией, и рейтинг одобрения Эрдогана соответственно снижается. В течение более двух десятилетий у власти он неоднократно пытался перенести фокус внимания на внешнюю политику во время внутренних кризисов.

"Такие события позволяют Эрдогану показывать себя как мирового лидера, как человека, который заключает сделки и повышает авторитет Турции, одновременно отвлекая внимание от текущих проблем внутри страны и пытаясь расширить поддержку", — отметил Эсен.

Читайте также: Рубио: США не имеют больших ожиданий от переговоров между Украиной и Россией

Напомним, что Эрдоган выразил готовность Анкары стать площадкой для прямых переговоров между президентами Украины и России, как только обе стороны будут к этому готовы. Турция готова способствовать прекращению боевых действий.