Эксперт: Представленные в ВР законопроекты о профессиональных объединениях в случае принятия приведут к «приватизации» властных полномочий
Представленные в парламенте законопроекты «О саморегулируемых организациях» (№4841) и «О профессиональных саморегулируемых и самоуправляемых объединениях» (№4841-1) противоречат конституционному принципу осуществления власти в Украине, и в случае принятия могут привести к «приватизации» отдельных властных полномочий, заявил кандидат юридических наук Николай Слюсаревский в статье для «Зеркала недели».
Представленные в парламенте законопроекты «О саморегулируемых организациях» (№4841) и «О профессиональных саморегулируемых и самоуправляемых объединениях» (№4841-1) противоречат конституционному принципу осуществления власти в Украине, и в случае принятия могут привести к «приватизации» отдельных властных полномочий, заявил кандидат юридических наук Николай Слюсаревский в статье для «Зеркала недели».«Модель профессионального самоуправления, предложенная проектами, согласно которой властные полномочия в определенных областях профессиональной, предпринимательской деятельности должны перейти к отдельным общественным организациям противоречит конституционному принципу осуществления власти в Украине», - убежден эксперт.
По его мнению, предложенный авторами законопроектов путь децентрализации власти в области профессиональной деятельности является ложным из-за неправильно выбранной организационно-правовой формы для создания организаций профессионального самоуправления.
«Правовая форма общественной организации является непригодной для образования с ее помощью структур профессионального самоуправления», - убежден эксперт.
Слюсаревский констатирует, что по своему преназначению организация профессионального самоуправления создается для того, чтобы осуществлять властные полномочия, устанавливать правила, стандарты деятельности и т.д. и требовать от членов профессии их соблюдения.
«Поскольку общественная организация - это объединение добровольное, то, понятно, что правила и стандарты такой организации невозможно сделать обязательными для тех носителей профессии, которые не являются ее членами, которые не желают и, главное, имеют право не приобретать членство в любом добровольном объединении», - констатирует эксперт.
При этом он подчеркивает, что как не называть юридические лица, в форме которых авторы законопроектов предлагают создавать структуры профессионального самоуправления, в соответствии с предложенными норм это будут юридические лица частного права.
«Таким образом, при условии превращения положений проекта №4841 или №4841-1 в букву закона, будет заложена нормативная база не для децентрализации власти по европейскому образцу, а для передачи этих полномочий «на откуп» частным лицам, проще говоря, для их приватизации», - констатирует Николай Слюсаревский.
«Вследствие этого властные полномочия по установлению правил и стандартов предпринимательской (профессиональной) деятельности, полномочия по контролю за их соблюдением, полномочия по допуску к профессии (лицензирование) и исключения из профессии (дисквалификации) и т.д. будут осуществляться уже не органами государственной власти, а частными лицами, основания деятельности которых, пределы полномочий и способы, с помощью которых они будут действовать, будут определяться прежде всего по уставам этих юридических лиц и на усмотрение их руководителей», - уверен эксперт.
Подробнее читайте в статье Николая Слюсаревского «Самодеятельное регулирования или профессиональное самоуправление?» в свежем номере «ЗН».