Предположение, что Украине лучше избегать досрочных парламентских выборов, остается доминантным в Вашингтоне. Но много украинцев, правда, считают, что голосование неизбежно и, в конечном счете решение именно за ними. Поэтому стоит обсуждать не целесообразность проведения выборов, а то, как и когда это произойдет.
Об этом в статье для Atlantic Council пишет эксперт Андрес Аслунд. Он напоминает, что в США и ЕС уверены, что Украине нужна политическая стабильность для проведения реформ. Но история опровергает это мнение. Во времена радикальных изменений политики очень быстро становятся непригодными для своей работы. Четыре наиболее успешных посткоммунистических стран: Польша и страны Балтии - стали лидерами по проведению реформ. И правительства там менялись чуть ли не ежегодно в течение первого десятилетия трансформаций.
Также беспокойство вызывает то, что все посткоммунистические страны коррумпированы и действующее правительство за это всегда несет ответственность. Поэтому такие правительства, собственно, и проигрывают на выборах в демократических странах Восточной Европы. "Стабильная посткоммунистическая власть" равно "коррумпированная власть". Собственно, стоит лишь вспомнить, что Николай Азаров был премьер-министром Украины дольше всех после распада СССР.
Поэтому аргументы в пользу проведения досрочных выборов в Украине преобладают над аргументами против. Наиболее весомым из них, конечно, остается война с Россией. Но она, кажется, стала менее интенсивной из-за авантюры Кремля в Сирии.
Еще одним аргументом противников выборов в Украине было то, что действующее правительство должно остаться, чтобы продолжить реформы. Но именно правящая партия президента Петра Порошенко, похоже, и срывает этот процесс, если вспомнить причины отставки министра экономики Айвараса Абромавичуса. Таким образом, нынешняя власть еще и вытесняет ориентированных на проведение реформ министров, чтобы заменить их менее упорными в этом вопросе.
И последний аргумент заключается в том, что Украине надо привести в порядок свой государственный бюджет. Но, по мнению Аслунда, он вполне в нормальном состоянии, поскольку Киев проделал хорошую работу в 2015 году. В частности, он выделяет успехи в энергетической реформе, налоговой, фискальной, банковской реформе, сокращении регуляторных ведомств и проведение изменений в государственных закупках. Самая большая проблема Украины - это коррупция, с которой, по мнению Аслунда, лучше всего бороться выборами. Они могут привести к власти новые лица. Эксперт напоминает главное преимущество парламентских выборов 2014 года: в Верховной Раде появились новые депутаты, которые никогда не работали в парламенте. И таких 54%.
Существует большое расхождение между восприятием ситуации внутри Украины и на Западе. Украинцы убеждены, что действующая власть - это источник коррупции. Об этом свидетельствуют опросы. Поэтому существует опасность, что украинцы решат, что Запад на самом деле защищает коррупционеров. Так что лучше пусть смена власти произойдет демократическим путем. Однако важным вопросом остается: на каких условиях пройдут новые выборы?
Украина уже приняла закон о государственном финансировании предвыборных кампаний, чтобы уменьшить зависимость политиков от финансирования олигархов. Также Аслунд советует Украине вернуться к избирательному законодательству, согласно которому были проведены выборы в 2006 и 2007 году. По его мнению, те кампании были одними из самых "прозрачных и честных".
Также, по мнению эксперта, нынешние политические партии в Украине не исповедуют никакой идеологии. Большинство из них - это просто региональные силы, представляющие интересы местных баронов. Поэтому в стране должны появиться новые политические силы. Однако это задача для общества.
Главной причиной для промедления с проведением выборов остается вероятность увеличения количества популистов в Верховной Раде. Наиболее страшными примерами прецедентов можно считать выборы в октябре 1992 года в Польше и в декабре 1993 года в России. Эти кампании закончились тем, что проведение реформ было заморожено. Однако Польша смогла вернуться на путь перемен и сейчас процветает, а Россия до сих пор не продвинулась далеко в этом поле. Учитывая то, что в Украине сильное гражданское общество, она ближе к Польше, чем к России.
Аслунд подводит итоги, что досрочные выборы в Украине не такие уж и страшные, как кажется, они лучшее лекарство от коррупции во властных кругах и они могут стать поводом привести в порядок избирательное законодательство.
В это же время, президент Петр Порошенко пообещал не допустить досрочных парламентских выборов. Во время встречи с представителями Аспен института он сказал, что коалиция "должен определиться и по кандидатуре членов Кабинета министров и руководителя правительства, и относительно программы и порядка реформ, которые должны быть проведены, и в отношении позиций фракций, которые будут входить в состав этой коалиции".
По данным опроса "Рейтинга", в январе 2016 года идею роспуска парламента и назначения новых выборов Верховной Рады поддерживали 50% украинцев, против - 34%.
В последнее время неоднократно заявляла о необходимости досрочных парламентских выборов лидер партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко.
Результаты опросов показывают, что при досрочных выборах увеличат свои фракции в Раде "Батькивщина" и "Оппозиционный блок". При этом "Народный фронт" Арсения Яценюка окажется за бортом парламента. Также в Раду могут пройти "Свобода" и "Гражданская позиция".