UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дипломат указал на дефицит целостности и профессионализма во внешней политике Зеленского

К позитиву Елисеев относит чувствительность президента к консолидированной позиции гражданского общества.

Внешней политике Владимира Зеленского не хватает целостности, системности, продуманности, выверенности, последовательности и профессиональности. К такому выводу по итогам первого года президентства Зеленского пришел дипломат Константин Елисеев.

"Как следствие - ослабление международных позиций и субъектности Украины, утрата инициативы и падение коэффициента полезного действия от внешнеполитических действий. Как подсознательно заметил один из чиновников Банковой, президент, кроме своего юмористического дара, больше ничего не смог предложить на дипломатическом фронте для отстаивания национальных интересов государства", - пишет Елисеев в своем материале для ZN.UA.

В первые месяцы своей каденции шестой президент проявлял живой интерес к внешней политике. Этому способствовал ореол международной славы после убедительной победы на выборах. Первые телефонные контакты и зарубежные визиты, во время которых партнеры не скупились на комплименты и приветствия в адрес нового лидера, создали ошибочное впечатление, что "медовый месяц" будет длиться вечно, а Владимир Зеленский уверенно становится "одним из наиболее успешных мировых лидеров современности".

"Оторванность от реалий и дилетантская убежденность, что внешняя политика - это просто, а удачная шутка может стать орудием, одурманили голову Зеленскому. Вследствие этого мы стали свидетелями ошибочных и провальных дипломатических шагов нового главы государства", - констатирует автор.

К наиболее серьезным провалам шестого президента Украины Елисеев относит необдуманные и простодушные заявления о путях урегулирования российско-украинского конфликта, а также поведение во время телефонного разговора с президентом США Дональдом Трампом.

"Чего стоит его видео-экспромт под названием "Надо же поговорить", где он предлагает созвать встречу ключевых международных партнеров, пригласив В.Путина, с целью урегулирования ситуации в Донбассе. Или заявление Зеленского, что для установления мира в Донбассе достаточно просто "прекратить стрелять". Или утверждение, что следует лишь встретиться с президентом Путиным, посмотреть ему в глаза, и все вопросы будут урегулированы. Нельзя не вспомнить и безответственные заявления во время телефонного разговора с президентом Трампом, когда он позволил себе критически высказаться в адрес лидеров Германии и Франции. Нелепо прозвучала и идея Банковой о необходимости заключить международный договор о безопасности Украины", - перечисляет Елисеев.

"Этот список фейлов и холостых выстрелов, которые дискредитировали как украинскую дипломатию, так и самого президента, а главное - нивелировали международное доверие к нему, можно было бы продолжить.", - отмечает он.

По мнению дипломата, за первый год президентства Зеленского исчезли характерные для украинской дипломатии пяти предыдущих лет такие черты как солидность, предсказуемость и последовательность во внешнеполитических действиях, твердость в отстаивании и продвижении национальных интересов государства. Их места заняли авантюризм, дилетантство, хаотичность и ориентированность не на национальные интересы, а на лояльность к Зеленскому и его команде советников-помощников.

Негативно отзывается Елисеев и о "кадровой чехарде" во властной команде: в течение года Зеленский работал с тремя главами внешнеполитического ведомства. Эта неопределенность вместе с недоверчивым отношением Зеленского к МИД со знаком минус сказались на морально-психологическом климате украинских дипломатов и роли министерства в системе внешней политики государства. Неблагоприятным фактором стало и фактическое устранение МИД от ключевых направлений внешней политики - переговорного процесса об урегулировании ситуации в Донбассе и деоккупации Крыма, американского трека.

К положительным чертам внешнеполитической деятельности Зеленского Елисеев относит его чувствительность к консолидированной позиции гражданского общества.

"Наглядным примером стало соблюдение Зеленским "красных линий" в позиции Украины на Парижском саммите "нормандской четверки". Пока что прислушивается президент и к подходам общества в отношении неприемлемости создания в рамках Трехсторонней контактной группы так называемого консультативного совета. Хотя последние движения главы Офиса президента в рамках перезапуска ТКГ все еще не убеждают, что эту опасную идею окончательно сняли с повестки дня", - резюмирует дипломат.

Читайте также: Зеленский "так полностью и не порвал" с Коломойским – New York Times

На каких дипломатических направлениях сконцентрировал усилия Владимир Зеленский в первый год на посту президента, какие провалы допустил и в чем преуспел, анализирует чрезвычайный и полномочный посол Константин Елисеев в статье "Дипломатия эпохи президента Зеленского. Год первый" в ZN.UA.