Депутаты Верховной Рады приняли новый закон о местных выборах, который исключает участие политических блоков, а также предусматривает, что выборы не состоятся на части Донбасса и в Крыму.
Закон о местных выборах во втором чтении и в целом поддержали 257 народных депутатов.
Авторами законопроекта № 2831-3 выступили депутаты Вадим Денисенко, Сергей Алексеев, Игорь Попов, Юрий Чижмарь, Елена Ледовских.
Законопроектом предлагается новая редакция закона Украины, который определяет основные принципы, организацию и порядок проведения выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов, сельских, поселковых, городских голов, положения которого также предлагается согласовать с положениями законов Украины "О добровольном объединении территориальных громад", "О местном самоуправлении в Украине" и законодательно обеспечить избрание старост.
Законопроектом, в частности, предусматривается, что местные выборы будут проходить по следующим избирательными системами:
1) депутатов сельских, поселковых советов - сохраняется действующая на сегодня мажоритарная система относительного большинства в одномандатном избирательном округе;
2) депутатов Верховной Рады АР Крым, областных, районных, городских, районных в городах советов - по пропорциональной избирательной системе с преференциями (выборы в многомандатном избирательном округе, что совпадает с территорией АР Крым, соответствующей области, района, города, района в городе, по избирательным спискам местных организаций партий с одновременным выдвижением кандидатов в территориальных округах, на которые делится многомандатный округ);
3) городских голов (городов, количество избирателей в которых равно или больше чем 90 тыс.) - по мажоритарной системе абсолютного большинства в едином одномандатном избирательном округе.
"Выборы городских голов в городах, где более 90 тыс. избирателей будут проходить в два тура, и городские головы будут избираться в два тура абсолютным большинством, то есть 50% + 1 голос. Для меньших городов выборы будут проходить по мажоритарной системе относительным большинством", - заявил один из авторов законопроекта - нардеп из фракции "Блок Петра Порошенко" Вадим Денисенко.
4) сельских, поселковых, городских (городов, число избирателей в которых меньше чем 90 тыс.) голов, сельских старост - по мажоритарной системе относительного большинства в едином одномандатном избирательном округе.
В законе предлагается четко установить количественный состав соответствующих местных советов, который будет определяться Центральной избирательной комиссией до начала избирательного процесса очередных выборов в зависимости от количества избирателей, которые относятся к соответствующей территориальной общины, проживающие на территории области, района, района в городе. Минимальное количество депутатов совета - 10 при численности избирателей до 500, максимальная - 80 депутатов при численности избирателей свыше 1,5 млн.
С целью проведения выборов депутатов Верховной Рады АР Крым, областных, районных, городских, районных в городах советов территория многомандатного округа будет делиться на территориальные округа, количество которых равно количественному составу соответствующего совета.
Законопроект предлагает вынести за пределы избирательного процесса формирование состава территориальных избирательных комиссий и образование ими территориальных округов. За счет этого сохраняется существующая продолжительность избирательного процесса - 50 дней.
Выдвижение кандидатов будет осуществляться местной организацией партии не более как по два кандидата в каждом территориальном округе. При этом все кандидаты в депутаты, выдвинутых местной организацией партии в территориальных округах, включаются к единого избирательного списка кандидатов от этой местной организации партии в соответствующую раду.
Законопроектом предусмотрено, что голосование проводится с помощью бюллетеня, в котором указаны названия местных организаций партий и фамилия кандидата, выдвинутого соответствующей местной организацией партии в округе. Избиратель имеет один голос. В случае, если регистрация кандидата, выдвинутого в территориальном округе, отменена, избиратель имеет возможность проголосовать за местную организацию партии, которая его выдвигала. Голос избирателя считается одновременно голосом за местную организацию партии и за кандидата, выдвинутого ею (им) в этом территориальном округе.
По результатам голосования участковая избирательная комиссия подсчитывает количество голосов, поданных за каждую местную организацию партии . Промежуточные территориальные избирательные комиссии устанавливают лишь промежуточные итоги голосования отдельно по каждому территориальному округу и передают их в территориальную избирательную комиссию, которая устанавливает результаты соответствующих выборов.
Предлагается установить дифференцированный избирательный барьер - 5% голосов избирателей, поданных за избирательные списки местных организаций партий в пределах многомандатного округа.
Количество голосов избирателей, полученных местной организацией партии и кандидатом, выдвинутым ею (им) в соответствующем территориальном округе, определяет уровень личной поддержки кандидата. Соответственно, в зависимости от этой поддержки будет определяться рейтинг кандидата в избирательном списке местной организации партии
Распределение голосов между кандидатами от местной организации партии осуществляется согласно их очередности в избирательном списке, установленной решением территориальной избирательной комиссии на основе рейтинга.
Также, отмечаем, что форма бюллетеня и процедура голосования, обусловленные предложенной избирательной системе, являются простыми и понятными для избирателя. Ожидается сохранение привычного размера избирательного бюллетеня, процедура составления протоколов избирательных комиссий, их содержание и форма также не будут существенно меняться.
Кроме того, в случае досрочно прекращения полномочий депутата, избранным признается следующий по очередности кандидат в списке местной организации партии , составленном по результатам выборов в соответствии с уровнем поддержки каждого кандидата. В случае исчерпания списка местной организации партии мандат остается вакантным до избрания нового состава совета.
Проектом закона предлагается также задействовать возможности органов ведения Государственного реестра избирателей в части регистрации кандидатов, информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах, передачи итогов и результатов голосования.
Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины, законов Украины "О местном самоуправлении в Украине", "О Государственном реестре избирателей", "Об осуществлении государственных закупок", "О статусе депутатов местных советов" и др.
Верховная Рада приняла соответствующий законопроект о местных выборах по "немецкой" системе за основу 18 июня 2015 года. За это решение проголосовал 271 нардеп. Тогда законопроектом предусматривалось участие на местных выборах блоков.
Как писал в своей статье на ZN.UA Сергей Рахманин, "приверженность власти к "немецкой модели" объясняют двумя обстоятельствами. С одной стороны - неуверенностью в достаточно высоком рейтинге доверия к себе (отсюда - страх перед безоговорочной "мажоритаркой"). С другой - отсутствием достаточного числа надежных "проходных" персон (отсюда - "размывание" мажоритарного компонента). "Связанная" схема, представляющая симбиоз "мажоритарки" и "пропорционалки", способна дать дополнительный шанс именно той партии, которая представляет власть.
Кроме того, Ольга Айвазовская в статье для ZN.UA предупреждала, что вместо открытых списков местные выборы пройдут по системе, которая лишь укрепит правящую элиту.
Автор приводит следующую аналогию, характеризирующую предлагаемый новый избирательный закон: "Победитель будет определяться на одних Олимпийских играх, но в разных видах спорта. Нам придется сравнить личный результат сухопутного кросса спринтера и результаты заплыва пловца на длинную дистанцию. Абсурдно звучит для спорта, но почему-то естественно позиционируется для выборов".