Этого визита в Украине с нетерпением ждали еще с довоенных времен. Наверное, даже больше, чем приезда предшественника Джо Байдена — президента Барака Обамы, так и не нашедшего в своем графике хотя бынескольких часов, чтобы посетить страну, которая с 2014 года противостояла путинской России. Иллюзии Барака Обамы о возможности «перезагрузить» отношения с РФ испарились еще во время его первого президентского срока, но осталась уверенность в том, что Украина не относится к жизненным интересам США и Россия всегда сможет быть здесь доминантной силой.
В отличие от него, Байден понял ключевую роль Украины в поддержании стабильности и безопасности в Европе и противодействии российскому экспансионизму согласно стратегическим интересам США. Несмотря на отдельные ошибочные шаги в довоенный период, вроде фактического согласия на введение в действие «Северного потока-2», именно администрация Джо Байдена стала основным донором военной и финансово-экономической помощи для Украины, сформировала и возглавила антипутинскую коалицию.
С учетом этого, визит в Киев президента США имеет особый вес, и заключается он в сфере дипломатии месседжей. Главным адресатом для президента США было украинское общество. В годовщину начала войны, которая послужила причиной невероятных страданий народа и экзистенциальных вызовов для украинской государственности, украинцам важно было увидеть в Киеве лидера США и услышать его заверения в продолжении стабильной поддержки их борьбы против российского агрессора, направленной на защиту демократии, суверенитета и территориальной целостности. Возможно, фраза президента Байдена «Прошел год. Киев выстоял. Украина выстояла. Демократия выстояла» не займет в анналах истории место рядом с фразой «Я — берлинец» Джона Кеннеди, но услышать ее от президента США в Киеве украинцам было важно. Джо Байден поставил Украину в центр своей концепции глобального противостояния демократии и авторитаризма.
С другой стороны, тем самым он послал мощный сигнал Путину, который рассчитывает на исчерпание запаса материальных резервов и решимости Запада в поддержке Украины.
Байден воспользовался киевской площадкой, чтобы поддержать единство западного проукраинского альянса. Эта проблема остается актуальной, несмотря на положительную эволюцию позиции ее членов в направлении все более жесткого отношения к России и наращивания объемов всех типов помощи Украине. Это, кажется, подтвердили речи, произнесенные на Мюнхенской конференции по безопасности этого года. Впрочем, иногда складывается впечатление, что мы имеем дело с дипломатическими качелями, когда правильные констатации и политические заявления сопровождаются «уточнениями» и «условиями», поставки оружия иногда имеют хаотичный характер и происходят медленно, а принятие санкционных пакетов против России обычносопровождается агрессивной защитой интересов крупных «национальных производителей» отдельных стран.
В этом же контексте стоит иметь в виду, что антипутинская коалиция насчитывает сейчас около 50 стран, тогда как членами ООН являются 193. Так называемый глобальный Юг занимает большей частью нейтрально-выжидательную позицию. Уже сейчас на страны этой группы совершает массированное давление Россия. Опасные тенденции могут усилиться, если в игру активно включится российский союзник Китай с его «планом мира» (подробности его пока неизвестны, но вряд ли он будет благоприятным для Украины). Эффективно противостоять им можно только при условии сохранения и усиления единства Украины и ее партнеров, чтобыслова Байдена о том, что вместе с Украиной «стоит мир», стали реальностью.
В его визите в Киев, безусловно, мы видим и внутриполитические аспекты. Появление президента США в Киеве, содержание его выступлений были попыткой нейтрализовать негатив от его политических оппонентов-республиканцев, активно критикующих политику администрации и его лично в отношении Украины (они могут по крайней мере попробовать повлиять на объемы и сроки предоставления Украине военной и финансово-экономической поддержки). Тем временем выносливость Джо Байдена, позволившая ему справиться со сложным и опасным путешествием в столицу страны в состоянии войны, должна была стать своеобразным ответом тем, кто рассматривает его возраст как препятствие для выдвижения на новый президентский срок.
В комментарии CNN о визите президента США в Киев отмечается, что «замечательные фото Байдена в Киеве не могут скрыть реальные проблемы и неопределенность в подходе США к войне и отличий в этом между ними и украинцами».
В частности, пакет военной помощи, объявленный президентом Байденом, содержит вещи, абсолютно необходимые Украине: артиллерийские боеприпасы, системы борьбы против бронетанковой техники и РЛС ПВО. Впрочем, судя по словам советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана, существенного продвижения в вопросе поставки в Украину более мощных видов оружия типа ATACMS, не говоря уже об истребителях F-16, нет.
Я уже неоднократно писал о главной причине такого состояния вещей. Она не в объективной сложности, связанной с логистикой, ограниченностью запасов и производственных возможностей. Она прежде всего в общей стратегической неопределенности США и Запада относительно конечного результата российско-украинской войны, или содержания, которое Запад вкладывает в понятия «победа Украины», и особенно — «поражение России».
В подтверждение этого тезиса приведу, например, два заявления президента Франции Эмманюэля Макрона. В Мюнхене участники конференции услышали об «абсолютной необходимости интенсифицировать нашу поддержку и наши усилия помочь сопротивлению украинского народа и украинской армии, которые позволят им вести контрнаступление. Только оно позволит начать реальные переговоры на условиях, определенных Украиной, ее властью и народом». В тот же день в интервью французским журналистам Макрон выступил против того, «чтобы Россия была полностью разгромлена, атакована на своей земле», и фактически высказался в пользу сохранения Путина при власти, поскольку все другие варианты в рамках нынешней системы кажутся ему «худшими».
Бригадный генерал США в отставке Стивен Андерсон сформулировал эту дилемму так: «США (можемдобавить, что и коллективный Запад. — О.Ш.) должны утвердить решение относительно нашей цели: просто недопустить поражения Украины или мы хотим, чтобы она действительно выиграла». К сожалению, даже очень важный и успешный визит президента США в Киев не дал четкого ответа на этот справедливый вопрос.
Возможно, мы услышим что-то новое в Варшаве?
Больше статей Олега Шамшура читайте по ссылке.