UA / RU
Поддержать ZN.ua

Борьба с олигархами: "Антиахметовский" закон за полгода стал "подарком" олигархам — Bihus.info

Борьба с олигархами превращается в бутафорию. 

Журналисты выяснили, как законопроект 5600, которым власти анонсировали борьбу с олигархами, за полгода хождения по правительственным кабинетам, превратился в "подарок" для олигархов. И сколько олигархи зарабатывают на высасывающем государственные недра бизнесе.

ДТЭК увеличил доход в 5 раз. Метинвест Ахметова-Новинского за полгода получил 2,7 млрд долларов чистого дохода. Горно-добывающая компания Жеваго в 2,72 раза. Приватбанк выплатит Никопольскому ферролетейному заводу 22 млн грн. Апеляция оставила решение  в силе. Богатство первой сотни по Forbes Украина до 44,5 млрд долл. При этом размер госдолга превысил показатели кризисного 2015 года и составил 125 млрд долл.

Законопроект 5600, который со старта начали называть "антиахметовским" - больше налогов для олигархов, больше отчисления для бюджета, успели проголосовать в первом чтении. Однако до голосования за основу в него внесли ряд правок.

Как утверждал Зеленский на пресс-конференции в мае, государство не позволит зарабатывать по 200-300% на госнедрах. Однако если в Кабмин законопроект зашел как антиахметовский, то вышла из провладных кабинетов его нежная и пушистая версия. Что планировал Минфин - увеличение налога на добычу железной руды,  увеличение эконалога, отменить земельные льготы для горнодобывающго бизнеса олигархов, ввести акциз на зеленую энергетику.

Как прокомментировал член парламентского налогового комитета Алексея Устенко, есть риск, что если цены на руду понизятся, то и в бюджет будет отчислятся меньше средств, чем при той себестоимости, которая сейчас есть.

В 2020 году компании, добывающие железную руду, совокупно заработали под 42 млрд грн, половину этих средств заработал Ринат Ахметов, частично вместе с депутатов Новинским, частично  с коллегой по олигархату Игорем Коломойским. Эту монополистическую кампанию. дополняет еще Ferrexpo Константина Жеваго. Его горно-обогатительные комбинаты забрали около четверти этих средств. Из этих средств в бюджет страны бизнес-олигархи пересчитали ренты 4 млрд грн.

Метинвест перечислили в 2020 году 22 млрд грн налогов в бюджет, однако 14 млрд грн из бюджета ему компенсировали в качестве пдв. В 2021 году компания перечислила в бюджет 16 млрд грн не просто так, а увеличив свою прибыль в 5 раз, при этом налогов уплачено в два раза больше. Чистый доход 75 млд грн, а в бюджет уплатили 16 млрд грн, в 4,5 раза меньше.

Бизнес олигархов перечисляет в бюджет деньги не от цены на руду, а процент от себестоимости, а она стабильно дешевая от 10 до 40 долларов. Таким образом отчисления в бюджет составляют около 3 долларов за тонну. Однако в мире налогом облагается доход или процент от рыночной стоимости руды.  Также выше налоги на доходы.

 Как пояснил эксперт "Лиги антитраста" Владимир даценко, в отдельных странах существуют налоги на наддоходы добывающих компаний. Например, в Австралии существует налог в размере 22,5%, это регулирует специальный закон о пользовании недрами. Ставка на ренту составляет 7,5% и в пиковые моменты может достигать 15 долларов за тонну. Благодаря этому в бюджет страны заходит в 6 раз больше средств горнодобывающих компаний, чем в Украине.

Минфин Украины планировал перейти к общемировой практике, облагать налогов рыночную стоимость руды, а не себестоимость добычи. По этой модели госбюджет мог получить дополнительно 12 млрд грн. Однако после согласования с Кабмином ставки налогов для олигархов упали в три раза.

Переговоры о налогообложении рудного бизнеса. по данным журналистов, с Банковой вел Вадим Новинский. Переговоры проводились в кабинете одного из руководителей Офиса президента, в присутствии главы налогового комитета Данила Гетьманцева.

За полгода цена на руду упала, а за это время комитет довыпиливал из законопроекта 5600 все антиахметовское, что не удалось Кабмину. В законопроекте появилась формула Циндао минус. Если по Роттердам+ мы доплачивали Ахметову за доставку угля из Роттердама, которой на самом деле не существовало. То здесь от суммы, по которой насчитывается рента, будут отнимать теоритическую сумму доставки до порта Циндао в Китае - 15 долларов и еще по 10 долларов на внутренние логистические расходы. При этом компенсация на транспортировку в Циндао сохраняется, даже если руда доставлялась в соседний регион. По этой формуле по нынешним ценам получается меньше 3 долларов, которые бизнес олигархов платит сейчас. Эту формулу про Циндао минус предложил глава комитета Даниил Гетманцев.

Как пояснил сам глава комитета, это компромисс между тем, как хотело государство, и как хотели олигархи.

"Логика в том, что если мы наологооблагаем стоимость чего-то, мы не должны облагать налогом расходы этого же субъекта на доставку этого в Китай. Мы не можем налоогблагать расходы. Мы должны налогооблагать доход", - пояснил Гетьманцев журналистам.

Законопроект стал выгодны не только Ринату Ахметову, но и Игорю Коломойскому, поскольку правки коснулись и марганцевой руды, в добыче которой Коломойский является монополистом. В начале каденции этой Верховной Рады уже было предложение ввести адекватный мировой механизм налогообложения добычи руды, однако группа депутатов из "Слуги народа" заблокировала рассмотрение этого предложения., это была группа Павлюка, контролируемая другом президента Ильей Павлюком.

Топ-загрязнителями экологии являются компании Рината Ахметова, рядом бизнес Жеваго и Коломойского. Зачем нужен эконалог - принуждать бизнес очищаться, ставить фильтры или просо компенсировать нанесенный экологии вред. За год с предприятий собирают 4 млрд грн эконалога. При этом в Испании эконалог составляет 15 евро, во Франции - 45 евро, а в Норвегии - почти 60 евро. Существуют также налоги на твердые отходы рудных пород, в первой версии законопроекта его предлагали увеличить в 6 раз, с 49 копеек до 3 грн за тонну. Однако в результате предлагают увеличить до 54 копеек.

Также не прижилась в законопроекте норма об отмене льгот на земельный налог для горно-обогатительных комбинатов, которая была закреплена в первой версии законопроекта. Платят 25% от полной стоимости, отменив эту лоббистскую норму, можно было получить в бюджет дополнительно 4-5 млрд грн. Минфин в законопроекте это предусмотрел, но Кабмин льготы для бизнеса оставил.

Подробнее о последствия атаки лоббистов на «ресурсный» закон, читайте также в статье Владимира Даценко "Руда за бесценок: много ли «антиахметовского» останется в законопроекте №5600?"