UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зона благоденствия?

На официальный сайт президента Украины была осуществлена хакерская атака, вследствие чего пользователи не имели доступа к сайту в течение нескольких часов, сообщили в пресс-службе президента Украины...

Автор: Наталья Вареник

На официальный сайт президента Украины была осуществлена хакерская атака, вследствие чего пользователи не имели доступа к сайту в течение нескольких часов, сообщили в пресс-службе президента Украины. По информации специалистов, наибольшее количество атак на этот веб-сайт зарегистрировано из России, Казахстана, Украины, США, Израиля и Великобритании. Ориентировочное количество зафиксированных атак — свыше 18 тысяч. В пресс-службе президента напоминают, что от подобных атак не застрахован никто. В частности, только в этом году был взломан сайт Пентагона и сайт Министерства внутренней безопасности США, заблокирован доступ к правительственным веб-ресурсам Эстонии.

— Было бы хорошо, если бы Украина была «задворками планеты» с точки зрения стратегов террористических сил. Но, к сожалению, наша страна не является исключением в плане возможности осуществления на ее территории террористических актов, — считает почетный президент правления Международного антитеррористического единства, генерал Василий Крутов. — Украинские контингенты участвуют в миротворческих операциях в разных точках мира, что неизбежно привлекает к нам внимание мирового терроризма.

Кроме того, в 2012 году в Украине планируется проведение чемпионата Европы по футболу, который сам по себе является фактором, притягивающим террористов. Международный терроризм неизменно действует там, где есть массовые скопления людей, поэтому за оставшееся время необходимо усилить систему предупреждения терактов на нашей территории.

У нас нет системного терроризма как такового. В Украине 95% подобных преступлений имеют яркую криминальную окраску и четко выраженную экономическую составляющую, т. е. за ними стоят бизнес-интересы отдельных лиц и групп. В Украине практически нет террористических актов в полном понимании этого слова, связанных с идеологическими установками и мировоззрением их организаторов. За годы независимости можно насчитать всего 13 подобных преступлений, самое яркое из которых, с признаками сетевого терроризма — это дело так называемых комсомольцев-революционеров в Одессе.

В Украине не функционирует ни одна международная террористическая организация. В то же время мы фиксируем пребывание отдельных их сторонников, которые действуют при финансовой поддержке ряда мусульманских негосударственных организаций.

К непредсказуемым последствиям приводит приток иностранцев в нашу страну:

— Миграционные потоки, которые проходят через Украину, таят в себе повышенный риск появления терроризма, — отмечает доцент Дипломатической академии, кандидат политических наук Александр Бабенко. — Ситуация осложняется тем, что значительное количество нелегальных мигрантов являются выходцами из регионов, охваченных военными конфликтами, где терроризм и деньги наркобизнеса остаются традиционными средствами достижения власти. Нередко задержанные иностранцы имеют опыт боевых действий или террористической деятельности.

— Международные террористические организации уже назвали страны, которые они считают своими основными врагами. Это прежде всего США и Великобритания. Террористы также активны там, где имеется военный, национальный, этнический или территориальный конфликт, — в России, Испании, Малайзии, Ираке, Турции и других странах, — констатирует Васи­лий Крутов. —Если провести анализ, где наиболее террогенные пространства и территории, то станет ясно, что военный конфликт является живительной силой для их существования. Например, Ирак: там ежемесячно происходит от трех до трех с половиной тысяч террористических актов и военных столкновений. Сегодня для нашего государства важно не допустить конфликта внутри общества. Конфликт опасен не столько украинским терроризмом, сколько международным, который сразу же придет сюда. Он ищет зоны дестабилизации и устремляет туда свои усилия, чтобы наполнить эту нишу давно наработанными технологиями, именуемыми системным терроризмом…

Сможет ли Украина достойно противостоять этому опасному явлению, если даже более опытные в борьбе с терроризмом страны вынуждены постоянно ужесточать свои законы и изобретать новые способы противодействия?

Например, в Великобритании скоро будут введены специальные пластиковые карточки с фотографией владельца, а также биометрическими данными — цветом глаз и отпечатками пальцев. Их начнут выдавать в 2008 году, сначала на добровольной основе, а потом в обязательном порядке.

В США с недавнего времени заработала десятилетняя программа «Биощит» общей стоимостью 5,6 миллиарда долларов. Этот вид борьбы с биотерроризмом, по словам президента Д. Буша, является частью целого комплекса мер по защите от атак с применением оружия массового поражения.

— После 11 сентября Совет Европы начал работать по новой Антитеррористической программе, — подчеркивает глава Специальной комиссии по борьбе с терроризмом Совета Европы Рафаэль Бенитез. — Эта программа основана на трех принципах: усиление правовой деятельности, направленной против терроризма; сохранение основных ценностей; искоренение причин терроризма.

— Борьбу с терроризмом в США и других высокоразвитых странах сегодня ведут примитивными способами традиционных контактных и бесконтактных войн, — считает заведующий кафедрой безопасности Национального технического университета Украины профессор Владимир Захматов. — Несмотря на ежегодные многомиллиардные бюджеты, никто до настоящего времени не разработал эффективных асимметричных (невоенных, нетрадиционных) способов противостояния международному терроризму. До настоящего времени ни одно государство, в том числе США, Россия, Китай, не может дать гарантии предотвращения террористических ударов по атомным электростанциям, хранилищам ядерных материалов, химическим и газонефтяным заводам, другим стратегическим объектам. Вполне возможны диверсии с применением химических и биологических средств.

Современный терроризм, по мнению специалистов, не имеет ничего общего ни с одной религией. Наоборот — идеологи терроризма эксплуатируют религию, в том числе и ислам.

Новое поколение террористов, считают исследователи, отличается особым менталитетом. Это полное отрицание любых моральных ограничений в применении насилия и философия терроризма как самодостаточного явления, когда террор из средства для достижения цели превращается в саму цель.

Опубликованные в газете «Монд» исследования профессора Марка Сейджмана дают обобщенный портрет члена террористической сети «Аль-Каида»: это «образованные молодые люди, средний возраст которых составляет 25—30 лет, выходцы из средних или высших слоев общества, редко прошедшие религиозное обучение. В большинстве — высокоинтеллигентные личности, закончившие престижные университеты, имеющие семьи, детей и интересную работу».

В США, Великобритании и Франции существуют сотни законов, которые устанавливают различные ограничительные режимы для населения — начиная с визового, паспортного и пограничного и заканчивая режимами охраны техногенно небезопасных и стратегических объектов (атомные станции, аэропорты и т.д.). Украина является участником всех 13 универсальных конвенций по борьбе с терроризмом, а ее внутригосударственное законодательство в этой сфере базируется на Законе «О борьбе с терроризмом». Однако в Европе негосударственная сфера безопасности в 3—4 раза больше, чем государственная. В США — в шесть раз. У нас эта проблема до сих пор не решена, поскольку структуры негосударственной безопасности в течение 15 лет независимости работают без законодательной базы. Отсутствуют законы об охранной деятельности, коммерческой тайне, детективной деятельности, об оружии и многие другие. Функционируя фактически незаконно, трудно строить цивилизованное государство.

Особую тревогу специалистов вызывает новое явление — кибертерроризм. Вирусная атака на системы проведения полетов, например, способна вызвать катастрофические последствия. Только в Нью-Йорке через каждые 30 секунд взлетает самолет, поэтому любое вмешательство неизбежно приведет к гибели тысяч людей.

Кибертерроризм намного опаснее, чем локальное применение оружия массового поражения, считают ученые, и его использование — дело времени. По данным отдела защиты Пентагона, информационные узлы министерства ежедневно отражают более 60 нападений. Во время бомбардировок Югославии в 1999 году группы хакеров из России, Сербии и других стран целенаправленно атаковали серверы американских государственных структур. Мировой Internet стал настолько глобальным, что борьба с его преступниками уже не под силу даже такому монстру, как ФБР. Через три года, по мнению главы Intel Крейга Буррета, на Земле прогнозируется миллиард пользователей Интернета. Американская спецслужба разработала специальную компьютерную программу InfraGuard для борьбы с киберпреступниками.

Хакерские атаки на официальный сайт президента Украины специалисты называют беспрецедентными — до сих пор таким атакам подвергался только Пентагон.