Сетования народных депутатов на то, что лишь малая толика заявлений граждан Украины в Европейский суд по правам человека проходит чистилище процедуры фильтрации, не лишены оснований. Действительно, по словам Леонида Косаковского, члена постоянной парламентской делегации Украины в Парламентской Ассамблее Совета Европы, из 1725 заявлений, поступивших от наших соотечественников в страсбургский суд, лишь 6 признаны приемлемыми к рассмотрению, 36 направлены правительству для подготовки замечаний, 786 зарегистрированы. Остальные признаны вообще неприемлемыми к рассмотрению.
Тут нет никаких намеков на ущемление прав граждан Украины. Страна в ноябре будет отмечать шестилетие полноправного членства в Совете Европы. Каждый ее гражданин или группа граждан, негосударственная организация имеют право искать защиты своих ущемленных прав в Европейском суде. Количество жалоб лишь подтверждает, что украинцы неплохо осведомлены об этом и верят, что в международном суде не могут быть нарушены их права, не существует давления на судей… С другой стороны, удручающая статистика отражает качество заявлений, их несоответствие необходимым требованиям уважаемой институции.
Ведь не секрет, что существует механизм отбора поступивших заявлений. И без этого никак нельзя — каждый день в канцелярию Европейского суда поступает около 700 писем и 200 телефонных звонков с просьбой о помощи. Вообще главная проблема, с которой нынче столкнулся суд, — невероятное количество заявлений. Если в 1999 году их было зафиксировано 20,5 тыс., в 2000-м — 26,4 тыс., то к концу текущего года ожидается 35,5 тысячи. А если сравнить с 1988 годом, то, по расчетам экспертов Совета Европы, количество обращений возросло более чем в 5 раз.
C учетом того, что в среднем на рассмотрение одного дела уходит не один год (в среднем — три, но иногда — до пяти лет), а сами дела занимают не один том, то можно себе представить накопившиеся объемы. То ли еще будет, если Совет Европы заблаговременно не позаботится о повышении эффективности своего детища. По сути, Страсбургский суд — тот краеугольный камень, на котором зиждется защита прав человека да и, пожалуй, авторитет самого Совета. Шутка ли, 800 млн. людей в настоящее время могут обратиться в Европейский суд, если не находят защиты в национальном суде. Правда, не все пока о такой возможности знают. Но это лишь дело времени. Так что судьи предусмотрительно готовятся к дальнейшему увеличению нагрузок.
Как предотвратить надвигающийся кризис? Как сохранить свободный доступ в Страсбург, но не задушить суд обилием дел? Спасать ситуацию придется одновременно с двух сторон. Во-первых, надлежит побеспокоиться о сокращении количества заявлений. Во-вторых, позаботиться о пропускной способности суда. Уменьшить поток заявлений, не нарушая при этом права человека, можно. Для этого нужно чтобы на должном уровне была судебная система в странах—членах Совета Европы. Зачем обременять Страсбург делами, которые с успехом можно довести до ума на месте? Вот только беда — судебные системы членов Совета Европы не идеальны и отличны друг от друга. Правда, можно потребовать от стран-членов «выровнять» свои законодательства. Определить для этого срок, а по его истечении штрафовать неповоротливых. Денежки пускать на судебные издержки, порожденные несовершенством национальных же законодательств.
Второй вариант. Пойти по пути ужесточения требований к заявлениям, тогда количество рассматриваемых дел тоже сократится. Правда, этот метод не соответствует установкам на защиту прав человека и открытости международного суда. Поэтому гораздо реальнее ожидать от Совета Европы мер, которые бы обеспечили увеличение финансирования Европейского суда и соответственно его пропускную способность. Будут деньги — появятся дополнительные судьи и все необходимое для их работы. На сентябрьской сессии ПАСЕ уже прозвучало предложение удвоить количество судей или укрепить ряды их помощников.
Правда, эти дополнительные средства придется изыскивать за счет дополнительных взносов стран—членов Совета Европы. Сколько потребуется добавить к сегодняшнему годовому бюджету Совета (163 млн. евро) — пока не известно. Но ясно, что не обойдет эта участь и Украину, которая на сегодняшний день обеспечивает в этом же кошельке чуть больше 2,3 млн. евро, или около 1,5%. Оказывается, за недоработки национального законодательства и системы правосудия нужно платить. Даром наши дела рассматривать никто не будет…