На этой неделе был обнародован депутатский запрос Григория Омельченко, главы временной следственной комиссии Верховной Рады Украины, о предоставлении информации по результатам досудебного следствия так называемого «дела оборотней».
В запросе речь идет о следующем. Расследование уголовного дела № 62-2222, широко известного как «дело оборотней», пребывающего на контроле высших должностных лиц государства, приобрело большой резонанс и вызывает значительный интерес общественности. Вместе с тем, несмотря на ряд публикаций в СМИ, посвященных расследованию этого уголовного дела (статьи «Тайны следствия» и «Тайны следствия-2» - газета «Зеркало недели» от 8.11.2003 г. и от 7.02.2004 г., статья «Снегири» не улетели?» - газета «Голос Украины» от 5.12.2003 г.), надлежащей, предусмотренной законом реакции на эти публикации не последовало. Кроме того, МВД Украины не дало ответа на запрос, поданный редакцией газеты «Зеркало недели» в связи с проведением журналистского расследования событий, ставших предметом указанного уголовного дела.
Временная следственная комиссия Верховной Рады Украины тоже не получила от правоохранительных органов полного ответа на свои обращения, касавшиеся вопросов, затронутых в прессе.
В газетных публикациях, в частности, затрагивались вопросы о фигурантах этого дела - старших офицерах милиции, на момент совершения целого ряда тяжких преступлений (похищение людей с целью получения выкупа и последующие убийства потерпевших) являвшихся действующими сотрудниками органов внутренних дел. Среди них - бывший сотрудник Управления по борьбе с организованной преступностью, два сотрудника секретной оперативной службы ГУКП МВД и следователь по особо важным делам МВД.
Используя свое служебное положение и связи в правоохранительных органах, члены банды собирали информацию о состоятельных лицах как потенциальных объектах нападений. Кроме того, члены банды - сотрудники органов внутренних дел - информировали своих подельников о действиях сотрудников милиции, направленных на раскрытие совершенных бандой преступлений. Следует отметить, что именно этот фактор сделал возможными продолжительное существование и противозаконную деятельность банды.
Насколько известно, в этом деле членам банды инкриминируются десятки тяжких преступлений, связанных с похищением людей, требованием выкупов и последующим убийством потерпевших, совершенных на территории Киева и Киевской области на протяжении 1997-2002 годов. В общем обвинительное заключение содержит ссылки на более чем десяток статей Уголовного кодекса Украины. В СМИ также высказывались версии о возможной причастности банды к похищению и убийству журналиста Г.Гонгадзе.
В вышеназванных газетных публикациях речь шла о позиции МВД в расследовании этого дела, высказывались аргументированные сомнения в том, что следствие ведется надлежащим образом и установлены все участвовавшие в деятельности милицейской банды.
Досудебное следствие по делу завершено, но остается ряд вопросов, на которые в ходе следствия действительно не были даны ответы. Обращает на себя внимание и тот факт, что 7-й отдел УБОП, сотрудники которого раскрыли это беспрецедентное дело, в тот же год был фактически расформирован, а подавляющее большинство его сотрудников - понижены в должностях или уволены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 86, 89 Конституции Украины, ст.15 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», народный депутат просит в указанный законом срок предоставить полную и достоверную информацию по целому ряду вопросов. В частности, имеется ли у следствия однозначный ответ на вопрос о причастности членов «банды оборотней» к убийству журналиста Г.Гонгадзе? Установлено ли местонахождение денег, полученных вследствие преступной деятельности банды? Подтверждены ли факты непосредственной связи членов банды и прежде всего ее руководства с высшими должностными лицами Украины? Установлена ли истинная причина смерти обвиняемого в организации этой банды И.Гончарова, скончавшегося 1 августа 2003 года, находясь под арестом? Почему уже 2-3 августа 2003 года (в выходные) прокуратура разрешила кремацию, погребение трупа И.Гончарова, не дав возможности провести комиссионную экспертизу и идентифицировать тело, чем был создан повод для распространения слухов, якобы И.Гончаров жив и таким образом избежал наказания? По какой причине личный состав 7-го подразделения УБОП, раскрывшего это дело, в тот же год был обновлен почти на 90%? Был ли законным и обоснованным приказ тогдашнего начальника ГУ МВД Киева П.Опанасенко о снятии с должностей руководства отдела и увольнения ряда сотрудников, учитывая, что ряд из них уже восстановлен на прежнем месте работы по решению суда? В связи с чем Киевским ГУВД не регистрировались особо тяжкие преступления - убийства, вымогательства, захваты заложников - сразу после их выявления? Насколько известно, они были зарегистрированы только через год.
Остается надеяться, что на этот раз у чиновников правоохранительных структур будет желание и время для того, чтобы проинформировать общественность о деятельности своих ведомств.