С неожиданной инициативой недавно выступил известный крымский общественный деятель, секретарь Ялтинского горсовета Александр Чабанов. Он предложил ввести пятилетний мораторий на отвод земли в Массандре.
Запрет предполагает, что земельные наделы в этот период смогут получать только коренные массандровцы. Сейчас жители вынуждены ютиться буквально на клочках земли. В поселке один из самых больших фондов свободных земельных участков на всем побережье. И огромная многолетняя очередь местных жителей на получение надела. В то же время приезжие покупатели и арендаторы повсеместно получают земельные участки в считанные дни. Для обретения заветной бумажки на право пользования землей в курортной зоне достаточно поделиться «малой толикой» денег с представителями поселковых местных властей. Размер «вознаграждения» достигает сотен тысяч, если не миллионов долларов.
Разница в уровне доходов коренных и пришлых владельцев массандровской земли слишком велика, чтобы жители поселка могли позволить себе подобную роскошь. «Если нынешняя практика отвода земель втихую, минуя очередь, пойдет такими же темпами, массандровцам просто станет негде жить, поскольку рано или поздно хищная рука доберется и до их участков, передача в собственность которых саботируется чиновниками», — заявил нашему корреспонденту Александр Чабанов.
— Александр Иванович, почему вы предлагаете запрет на отвод земли именно сейчас?
— Вы просто не представляете, насколько жизненно важна земельная проблема для Массандры. Подавляющее большинство жителей здесь имеют частные дома. Отнюдь не многоэтажные коттеджи. Но земля не является их собственностью. Придет чужой дядя, купит эту землю, заставит платить арендную плату. Дамоклов меч в виде заинтересованных решений поселковой власти должен исчезнуть. Причем получение земли для массандровцев не должно вызывать каких-либо затруднений. Я предлагаю упрощенный вариант. Земля по заявлению массандровца отдается ему в собственность. Никаких лишних комиссий, кучи справок, хождений по мукам. Предъявил паспорт — получил надел. Именно такой подход позволит удовлетворить внутренний спрос. Только по прошествии пяти лет мы начнем отдавать землю остальным.
— Вам-то это зачем? Для вас, насколько я понимаю, данная проблема не является настолько насущной, как для большинства жителей ЮБК…
— Мораторий — мера временная, но чрезвычайно необходимая. И очень востребованная именно сейчас. Чтобы повлиять на поселковую власть, мы начали собирать подписи за введение этого запрета. Когда на месте заповедников ведется строительство — это настоящее беззаконие! В то же время проблема нелегального отвода земель тесно связана с незаконным строительством. Я как отец двоих детей хочу, чтобы они гуляли в парке, а не по стройкам. Я и жители Массандры обязаны прекратить существующую практику. Иначе однажды утром мы рискуем проснуться, а на том месте, где всегда играли наши дети, стоит чей-то коттедж! И это не шутки.
Или вот еще пример. По всему ЮБК ведется массовое строительство, часто без учета сложного горного рельефа местности. Из-за подобных горе-строителей, если не сказать жестче, всего две недели назад обломок скалы весом 10 тонн упал на дорогу, выведя из строя троллейбусную линию и ветку газопровода. Случилось это буквально в двух шагах от всемирно известного Никитского ботанического сада. Человеческих жертв и взрыва удалось избежать лишь чудом. Второго везения, я уверен, не будет. Камень обязательно свалится кому-нибудь на голову. Мы этого ждем? Надо незамедлительно взять под жесткий общественный контроль все незавершенное на сегодняшний день строительство. Довести их проекты до полного соответствия строительным и геодезическим нормам. Чтобы горных обвалов больше не было и захватов бесценных заповедных парков не происходило.
Я рад, ведь благодаря тому, что общественность не бездействовала, сегодняшним порядком распределения земель в Ялте заинтересовались компетентные органы. Недопустимо, когда тысячи бесценных гектаров уходят из-под полы неизвестно кому и за бесценок. Если мы не введем мораторий сейчас, земля будет отводиться как и раньше — для приезжих, не живущих в Массандре, и в обход поселкового бюджета. Этот произвол я намерен остановить.