UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зависимость независимости

Помнится, нынешний президент поручил бывшему вице-премьер-министру сформировать рабочую группу, ...

Автор: Владимир Писковый

Зачастую поводом для внимания к отечественному медиарынку и формирующим его СМИ становится заурядный скандал. К серьезному разговору это не располагает, следовательно, дискуссия изначально обрекается на скоротечность общественного интереса. Примерно такая же участь уготовлена и перманентно дебатируемому в течение последних лет вопросу о так называемом разгосударствлении СМИ. Смысл предложения сводится к передаче принадлежащего государству информационного поля в общественную собственность. Помнится, нынешний президент даже поручил бывшему вице-премьер-министру сформировать рабочую группу, которая должна разработать рассчитанную на два года программу постепенной передачи СМИ коллективным или частным владельцам. С тех пор минуло уже три года, но не то что плана, а даже более-менее конструктивных предложений как не было, так и нет.

— На мой взгляд, с лишением власти собственных средств массовой информации ничего страшного не произойдет, — считает городской голова Мелитополя Дмитрий Сычев. — Но, честно говоря, как хозяйственник, я вовсе не против коммунального издания. Хотя бы из соображений своевременного информирования горожан о принятых властью нормативных документах.

По ряду признаков Мелитополь вправе претендовать на уникальность. По крайней мере, в плане развития регионального медиарынка, где пресса пользуется высокой степенью доверия и авторитета. Одно из убедительных свидетельств тому — выборы 1994 года, когда горожане избрали в парламент сразу двух редакторов местных газет. Да и по количеству электронных и печатных СМИ город со 160-тысячным населением свободно конкурирует с областным центром, имея три телеканала, до двух десятков газет и несколько информационных интернет-сайтов. Правда, как и везде, государственные СМИ здесь отнюдь не в лидерах. Коммунальный телеканал хоть и является хозрасчетной структурой, но порой нуждается в финансовой поддержке. А издание трехтысячным тиражом газеты «Новый день», учрежденной районными и городскими властями, и вовсе немыслимо без бюджетного участия.

Флагманом информационного пространства не только Мелитополя, но и соседних районов вот уже несколько лет выступает медиахолдинг «Ме­литопольские ведомости», который берет начало с учрежденной в 1990 году городским советом газеты «Мелито­польские известия». Но спустя шесть лет трудовой коллектив, желая независимости, приватизировал коммунальное предприятие, создав на его базе общество с ограниченной ответственностью. Насколько успешными оказались плоды самостоятельного хозяйствования, можно судить по тому, что сегодня в холдинге работает около 200 человек, а в его состав входит шесть газет, сориентированных на разные регионы распространения и читательские аудитории, телерадиокомпания, рекламное агентство, типография и сеть киосков прессы.

Помимо полноцветного регионального общественно-политического еженедельника «Мелитопольские ведомости» тиражом до 30 тыс. экземпляров, холдинг выпускает всеукраинскую газету «Место встречи», признанную Министерст­вом образования лучшим изданием для школьников. Уже пятый год выходит областная газета для ветеранов «Надежда», тираж которой достигает
50 тыс. экземпляров. Свою нишу на рынке нашли и еженедельники «Все объявления», «Местное время», «Программка».

Издание столь широкого спектра периодики вряд ли оказалось бы возможным, не позаботься журналисты о собственной полиграфической базе. Поначалу «Мелитопольские ведомости» выходили в свет в городе, но поскольку местная типография не обеспечивала желаемый полиграфический уровень, газету пришлось печатать в других городах. И лишь с основанием на базе коммунальной типографии «Издательского дома Мелитопольской городской типографии» медиахолдинг получил возможность печатать не только собственные, но и севастопольские, запорожские, херсонские газеты. А еще выполнять печать и предпечатную подготовку самых разнообразных видов полиграфической продукции — от бланков до книг. Сейчас издательский дом входит в число лидеров полиграфического производства юга Украины.

— Имущество коммунальной типографии мы арендовали в 2003 году, — рассказывает генеральный директор медиахолдинга Михаил Кумок. — По большому счету, это была умирающая руина, основную ценность которой составляли помещения да морально и физически устаревшая печатная машина RO-62. О качестве продукции не могло быть и речи, поскольку зимой печатникам приходилось работать при минусовой температуре. Столь же плачевным было и финансовое состояние предприятия. Поэтому мы предложили городским властям создать на его базе совместное предприятие с привлечением кредита Международ­ного фонда долговременной поддержки СМИ (MDLF). К слову, фонд согласился на это с большой неохотой, поначалу вообще не желая иметь дело с коммунальными структурами. Однако депутаты предыдущего созыва идею создания СП почему-то сочли неприемлемой, согласившись лишь на передачу типографии в аренду.

Теперь же, когда арендаторы освоили 470 тыс. долларов, выделенных на восемь лет под 8% годовых, и ведут переговоры о новом кредите, городские власти вроде бы и не против партнерства. Подобную перспективу не отрицает и медиахолдинг, правда, с оговоркой, что распределение долей в СП должно учитывать затраты по восстановлению и развитию предприятия. О какой пропорции может идти речь, несложно представить, сопоставив некоторые показатели его производственной деятельности. Если до 2004 года типография ежемесячно выпускала продукции не более чем на
20 тыс., то после модернизации оборудования эта величина составляет 600 тыс. грн.

С обретением медиахолдингом экономической независимости понятие «свобода слова» приобрело для журналистов практическую ценность, что подчас оказывается не по нраву местным властям. И хотя роль и значение прессы они не ставят под сомнение, все же без обвинений в необъективности не обходится. Возможно, эти укоры иной раз и не лишены оснований, но на практике порой свидетельствуют о соблазне прибегнуть к помощи административных рычагов. По крайней мере, так журналисты оценивают конфликты с городскими властями, дающие о себе знать в последнее время.

Претензии горисполкома сводятся к тому, что медиахолдинг пользуется низкой ставкой арендной платы за типографские помещения, часть из которых используется под торговую деятельность.

— Эту проблему мы обсуждаем с властями уже три года, — говорит Михаил Кумок, — предлагая повысить ставку арендной платы на ту часть целостного имущественного комплекса, где действительно восстановлены магазины, работавшие с незапамятных времен. Причем мы даже не акцентируем внимание на том, что разваливающееся, неотапливаемое здание приведено в божеский вид. Но вместо этого в 2006 году ставка арендной платы чохом повышается с 5 до 30% от балансовой стоимости. Правда, вскоре власти, видимо, поняли, что перегнули палку и снизили показатель до 10%. Однако и по сей день управление коммунальной собственности выставляет счета по утвержденной изначально ставке аренд­ной платы. Это можно объяснить лишь тем, что в июне заканчивается срок одного из двух договоров на часть целостного имущественного комплекса типографии, и холдингу намерены предложить заранее неприемлемые условия его продления. Тогда мы попросту будем вынуждены вывести производство из Мелитополя на территорию района, тем самым лишив город стабильного источника поступлений в бюджет.

Подобный исход событий хотя и весьма вероятный, но не выгоден для обеих сторон. По словам городского головы Дмитрия Сы­чева, наметившиеся конфликты вполне разрешимы. И журналисты с этим не спорят, но обменивать независимость на чиновничью благосклонность не расположены. Что, согласитесь, обнадеживает…