Проблема, о которой пойдет речь, беспокоит жителей многих городов. Но в Одессе она приобрела такой размах, что вылилась в долгие судебные разбирательства. В итоге — в миллионный иск. Она даже попала в поле зрения Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины. Она вынудила народных депутатов от Одессы инициировать внесения изменений в законодательство. Однако пошел четвертый год, а света в конце туннеля не видать. А речь-то идет всего-навсего о нарушениях тишины в вечерние и ночные часы. Каждый год с наступлением курортного сезона эта пора суток превращается для людей, живущих в прибрежной зоне, в настоящий ад.
Возмутителями спокойствия стали бары, кафе и ночные клубы, расположенные на главной аллее знаменитого одесского пляжа «Аркадия». Именно здесь, под открытым небом, на фоне моря организаторы развлечений облюбовали место для проведения дискотек и эстрадных концертов. Звук достигает жилых кварталов 7-й станции Большого Фонтана, а это порядка 1,5 километра. Представьте себе гремящие динамики дискотек, заезжих гастролеров вперемешку с пьяным завыванием «караоке». Эта грохочущая какофония обрушивается на спящее побережье. К ней добавляются залпы фейерверков. И так до утра, каждый день, с мая по сентябрь.
Законодательство, как известно, запрещает на улицах, площадях, парках, пляжах громко кричать, петь, играть на музыкальных инструментах. После 23.00 по санитарным нормам вообще должна быть тишина. И никаких дискотек и концертов на открытых площадках. Увы, в «Аркадии» после одиннадцати вечера только все начинается. В условиях жесткой конкуренции громкой музыкой дискотеки зазывают отдыхающих. И никто им не указ.
Игра в жмурки
Одесситы судятся с городскими структурами, так как те не предпринимают усилий для защиты их права на отдых. Суды выносят решения в пользу жителей и велят устранить нарушения. Но власть за четыре года так и не смогла навести порядок. Нет ни одного специального решения горсовета по вопросу тишины. А государственные законы и нормы, запрещающие шуметь и греметь, в Одессе не действуют. Поэтому одесситы были вынуждены обратиться в суд из-за бездействия местной власти, милиции, государственных служб и непосредственных виновников — развлекательных заведений.
Власти в данной ситуации не просто бездействовали, что признано судом. Хуже. Именно власти породили проблему, столкнув лбами горожан и заведения. Именно с их молчаливого согласия открылись дискотеки и концертные площадки под открытым небом. И вместо того, чтобы загасить огонь конфликта, они ежегодно подбрасывают в него поленья. В виде разрешений на круглосуточную работу.
При этом власть демонстрирует бурную деятельность — совещания, комиссии, проверки, нагоняи, предупреждения, штрафы. Хотя всем понятно, для увеселительных заведений — это как мертвому припарки. В итоге жители подсчитали нанесенный им материальный вред и выставили в январе этого года иск в 1 млн. 100 тыс. грн. Каждому ответчику — по 100 тысяч.
Сумма иска на первый взгляд шокирует и кажется завышенной и нереальной. Но после знакомства с пухлыми папками судебных дел, жалобами, письмами, ответами становится понятно: против больших денег управа одна — деньги. «Чувствовать в своем собственном доме беспомощность и незащищенность от улицы — это, поверьте, психологически непросто, — поясняли жители. — А когда твой ребенок от шума и «праздничной» стрельбы прячется под кровать, то хочется взять в руки автомат и навести порядок. А представьте, каково находиться в комнатах в невыносимую жару при закрытых окнах»?.. Никто из нас не ставит цель получить эти деньги. Главное — заставить предпринимателей и чиновников считаться с нашими правами».
Жители надеются, что сумма в 100 тыс. заставит власть хорошенько подумать перед тем, как выдавать на текущий год разрешения на работу дискоклубам. Возымела ли эта мера действие, покажет приближающийся курортный сезон.
Конечно, неизвестно, чего бы смогли добиться горожане, если бы среди ущемленных в правах не были влиятельные и известные в Одессе и за ее пределами люди. К примеру, Михаил Жванецкий, а также другие владельцы особняков и коттеджей.
Как пояснили автору этих строк в налоговой, информация о том, что перепадает казне от всех этих шумных заведений, — закрытая. По данным горфинуправления, заведения в основном работают на едином налоге. Так что какие там поступления! Но городские власти данный вопрос, похоже, не очень-то волнует. А напрасно. Два года назад был сделан депутатский запрос в налоговую. Согласно ответу: заведения на побережье — убыточны.
В общем, дело о тишине демонстрирует излюбленную для власть предержащих игру в жмурки.
Дело о тишине
Первую жалобу на чиновников и хозяев заведений жители «Аркадии» направили в Приморский районный суд г. Одессы еще в 2001 году. Среди ответчиков значились должностные лица Приморского райотдела милиции, областной и районной СЭС, Приморской райадминистрации, управлений горсовета. И самые злостные возмутители спокойствия — кафе «Сильвер» (ЧП ПКФ «Любава») и три клуба: «Ибица» (ООО «Ультра»), «Итака» (ООО «Деревья рая») и Атлантис» (ООО «Эдванс»). Многие из них в суд даже не явились. А те, кто предстал перед законом, просили отказать жителям в удовлетворении жалобы. Из первых пояснений чиновников стало ясно: проблема пущена на самотек.
Горисполком клялся, что не виноват. Дескать, городской голова контроль за тишиной возложил на управление торговли и бытового обслуживания населения горсовета. А еще милицию, СЭС и районные администрации горисполкома. Управление торговли заявило, что вправе выдавать разрешение на круглосуточный режим работы. Что ж до концертно-зрелищных мероприятий, дискотек, фейерверков и контроля за ними, то это не их компетенция. Милиция уверяла, что ею составлялись протоколы и направлялись в Приморскую райадминистрацию для реагирования. Райадминистрация в свою очередь пояснила: жалоб от жильцов не поступало. Но милицейские протоколы рассмотрены, нарушители привлечены к административной ответственности.
Ничего удивительного, что после такой путаницы в ответах суд признал бездействие должностных лиц. И обязал чиновников установить контроль над работой заведений. А руководителям баров, ресторанов и дискоклубов — устранить нарушения. Однако решение суда было проигнорировано. Уверенные в своей вседозволенности заведения и не думали подчиняться. В ответ они отправили в апелляционный суд свои возражения. Аргументы были потрясающие. Пусть, мол, граждане докажут, что они жители курортной зоны. А заодно пояснят, что за дома у них там: кирпичные, аль деревянные. Да еще докажут: чье именно заведение нарушает покой. Дескать, мое тут ни при чем, это соседское шумит. А замеры шума СЭС проводила не по всем кафе. Верить же гражданам на слово суду не пристало. При этом предприниматели доказывали, что с их стороны все законно: кафе открыты в соответствии с распоряжением властей, уставные документы в порядке, право на работу дано круглосуточное. И расположены они от жалобщиков из Клубничного, Хрустального и других переулков на приличном расстоянии.
Там же в суде городское управление архитектуры и градостроительства, оправдываясь, сообщило, что все эти заведения — временные объекты и никаких разрешений на их открытие оно не выдавало. Другими словами, построены они самовольно, без утверждения проектной документации, с нарушением норм. Однако каждый, кто видел эти кафе, никак не назовет их временными. Это самые что ни на есть капитальные сооружения и возводились они на глазах контролирующих структур и всего города. Так что вопрос, куда смотрели чиновники, вполне закономерен.
Апелляционный суд Одесской области оставил решение Приморского районного суда без изменений. Но пока апелляция рассматривалась, наступил новый курортный сезон, и «Аркадия» вновь загремела. 2002 год был самым шумным. На главной аллее пляжа открылся новый ночной клуб «Луксор». Самая крупная дискотека в Украине, как гласила реклама. Открытая тоже якобы самовольно. Когда она строилась, главный архитектор города пояснял жителям, что возводится семейно-оздоровительный центр. Хотя из рабочего проекта было видно наличие многоярусной открытой площадки с эстрадой. Но архитектурное управление уверяло, что согласовало объект без летней площадки. СЭС тоже дала добро, но доказывала, что дискотека в документации не значилась, а только бар с эстрадой. Почему самовольно возведенное строение (как и многие другие) открылось, получило разрешение на круглосуточную работу и гремело на все побережье? Куда смотрели после открывшегося «обмана» контролирующие структуры?
Конфликт в тот год достиг наивысшего пика. Постоянные звонки жильцов в правоохранительные органы, вызов наряда милиции, проверки, рейды, штрафы, предписания, рекомендации…. И ноль результата. Дискоклубы и кафе на время заглушали звук, проверяющие уходили, и все продолжало греметь. Нужны были кардинальные меры. Но власти бездействовали. Жителям ничего не оставалось, как снова обращаться в суд. Иски и жалобы в тот год направили как отдельные граждане, так и ряд дачно-строительных кооперативов. Увы, Приморский райсуд тоже не торопился их рассматривать.
Все же летом 2002 г. Приморский райсуд вынес ряд определений о запрете с 23.00 до 7.00 проводить дискотеки, эстрадные концерты с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Приморская райадминистрация формально принимала меры. Хотя админкомиссия обязана разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению нарушений, выявлять и устранять их причины. Судя по всему, такой причиной является городское управление торговли. Суд признал, что оно выдавало разрешения на круглосуточную работу, заведомо зная, что кафе — развлекательные заведения. Более того, в них уточнялось, что предприятиям предоставляется право на круглосуточное использование звуковоспроизводящей аппаратуры. Хотя это компетенция СЭС. Жители не раз просили власти упорядочить выдачу разрешений. Но власти их не слышали. Спрашивается, что же мешало запретить своему управлению их выдавать?
Наконец-то отреагировала на нарушения Приморская райпрокуратура. В середине июля направила в суд исковые заявления с просьбой запретить кафе использовать звукоусиливающую аппаратуру. Иски были поданы в интересах горсовета. По причине бездействия которого все и происходило. Иными словами, это была судебная защита местного самоуправления от самого себя. А потому закончилась так же абсурдно, как и началась. Прокурор направил иски на исходе курортного сезона, а через месяц их отозвал. Сезон, дескать, закончился, стало быть, и предмет спора тоже.
Однако суд дело не закрыл. Он успел вынести промежуточный вердикт о запрете в ночное время дискотек и концертов. А через четыре месяца, январским морозным днем, вынес решение — прокуратуре отказать. Основания? Спор, оказывается, подлежит рассмотрению в хозяйственном суде. Раньше судья не мог прийти к такому выводу. Ждал, что скажет горсовет, в интересах которого иск подавался.
Таким образом блюстители закона сумели одним выстрелом убить двух зайцев: поучаствовали в защите интересов граждан и дали возможность отработать сезон предпринимателям. Однако, с точки зрения юристов, такой шаг влечет за собой невозможность в будущем рассмотрение исков между теми же лицами и по тому же спору. Что при систематичности и сезонности нарушений создает препятствия для защиты интересов граждан в суде. Иными словами, прокурор больше навредил, чем помог. Жители пожаловались в Генпрокуратуру. Из Киева их письмо переслали в областную. И надежда на независимое рассмотрение спора окончательно лопнула.
В письме в администрацию Президента Украины, и повторно в Генпрокуратуру жители писали: блюстители закона в Одессе находятся под большим прессом со стороны лиц, заинтересованных в расширении на побережье высокодоходного бизнеса. Но областная прокуратура отреагировала и даже выявила многочисленные нарушения законодательства контролирующими структурами. Думаете, что-то изменилось?
«Беспомощность» властей
После судебных запретов шума меньше не стало. Дискотеки после 23.00 по-прежнему гремели. СЭС поясняла: сделала все, что смогла. Только за 2002 г. выдано 108 постановлений о прекращении эксплуатации объектов, 350 штрафов, 65 дел направлено в прокуратуру. Но вот ключевая фраза главного санитарного врача Одессы: выполнить решение суда не представляется возможным. Во время совместного рейда при попытке отключить звукоусиливающую аппаратуру администрация и посетители дискотек оказали сопротивление работникам СЭС и милиции. А вот ответ милиции. Управление торговли не согласовывает с УВД режим работы развлекательных заведений. По жалобам граждан нарушители привлекались к админответственности. Однако копеечные штрафы в размере от одного до двух необлагаемых минимумов доходов граждан на них не влияют. К тому же админкомиссия несвоевременно рассматривает материалы по правонарушениям, и они с окончанием сезона теряют свою актуальность.
Интересно, что же мешало применить весь набор штрафов, которые заслуживают нарушители тишины, а это уже не копейки. За самовольное строение, без утверждения проектной документации полагается приличная сумма штрафа. Кстати, граждане рассылали контролирующим структурам памятки об их полномочиях в вопросах тишины. Областное УВД получило заключение доктора юридических наук, профессора одного из одесских вузов на 14 страницах. В нем перечислены права милиции, которая может не только выдавать предписания, но, к примеру, опечатывать помещения.
В общем, наблюдая за «беспомощностью» властей с 1999 г., жители после стольких лет борьбы с шумом понимали: решать проблему, как и прежде, придется самостоятельно. Поэтому и о штрафах они тоже позаботились сами. С их помощью народные депутаты от Одессы инициировали изменения в законодательство о тишине. В результате родился законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в отношении обеспечения защиты населения от шумовых воздействий». Сегодня он прошел первое чтение. В нем, в частности, предусмотрено, что звукоусиливающая аппаратура не может использоваться с 23 до 7 часов. Местные советы могут устанавливать более длительное время, но только в закрытых помещениях, за пределы которого шум не проникает. За нарушение норм — штраф в размере от 500 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан. Если нарушение не устраняется, штраф в размере 100% от выручки, полученной от «шумной» деятельности.
Ну а пока новая система штрафов не принята, жители решили применить свою, посредством исков. В частности, в 2003 г. был подан иск к хозяевам дискоклуба «Луксор» о возмещении морально ущерба на 850 тыс. грн. И в начале этого года, как уже сообщалось выше, на 1 млн. 100 тыс. грн. к клубам «Итака», «Ибица», «Атлантис» и кафе «Сильвер». А главное — к Приморской райадминистрации и райотделу милиции, областной и районной СЭС. Дело в том, что в действиях чиновников за все эти «шумные» годы мало что изменилось. Как не было окончательного, утвержденного плана развития «Аркадии», так и нет. Управление торговли как выдавало разрешения на круглосуточную работу, так и продолжало выдавать.
Приморский райсуд в порядке обеспечения иска в конце января вынес два определения в адрес виновников проблемы. Управлению торговли он запретил выдавать разрешения на круглосуточную работу. Милиции и СЭС — согласования. Предприятиям — отчуждать свои кафе, бары и клубы. Интересно, каким будет окончательный вердикт? Чиновники заявили, что подготовили проект решения горисполкома. Планируется установить режим работы до 23.00. Напомню, в 2001 г. было издано распоряжение городского головы, согласно которому режим работы для предприятий общественного питания, использующих звуковоспроизводящую аппаратуру, установлен до 23.00. И кто его соблюдал?
Но жители уступать не намерены. Их требования жесткие: исключить использование звуковоспроизводящей аппаратуры на открытых площадках с 23.00 до 7.00 и установить шумоизолирующие конструкции. Причем их условия касаются не только шума, а территории в целом. Жители требуют убирать мусор, следить за газонами, скамейками, дорожками. Привести в порядок канализационные сети. Попросту говоря, построить новые. При этом жители настаивают на согласовании с ними строительства сетей и любых новых объектов и расширении старых. Они также требуют заключить договор с УВД на охрану и патрулирование территории. Ибо ходить в этом районе стало небезопасно.
Печально констатировать, но такое возможно только в городе, где законы бездействуют. И в стране, где права человека — ничто. Собственно говоря, для властей Одессы — это норма. Всегда, когда речь заходит о нарушениях прав граждан, власти принимают сторону предприятий и организаций.