Паника среди реализаторов аудио-, видеопродукции, вызванная постановлением Кабинета министров № 1555 от 13 октября нынешнего года о введении маркировки на СD и иже с ними, потихоньку улеглась. Контрольные марки, о которых так долго говорили и коих требовали акулы шоу-бизнеса, по- прежнему не введены. Их даже в глаза никто не видел. Известно только, что размером фискальный логотип будет 18х26 мм с указанием шестизначного номера и двухбуквенной серии. Дабы исключить возможность подделки, изображение на марке будет голографическим.
Корреспондент «ЗН» в преддверии некогда красного дня календаря — 7 ноября, совершил рейд по музыкальным магазинам и подпольным лавочкам Днепропетровска. Во всех «играющих и поющих» торговых точках я задавал один вопрос: «Как скажется введение акцизных марок на вашем бизнесе?» В магазине с загадочным названием «Вули Булли» менеджер, посмотрев на меня с подозрением, наотрез отказался от комментариев. В одном из магазинов фирмы «Фаина» администратор и продавец «что-то слышали», не более. Их резюме: «поживем-увидим». Что же касается многочисленных многоголосых ларьков и стендов, плотно забивших центр города и территорию вокруг ЦУМа, включая проспект К.Маркса, то ответ варьировался от «не знаю» до вопросительного вежливо-угрожающего «как у тебя со здоровьем?».
Автор этих строк рискнул попросить предъявить лицензию на право тиражирования и реализации аудио-, видеопродукции в музыкальном отделе супермаркета торговой группы «Рейнфорд». Дюжий продавец, после минутного разглядывания моего лица (запоминал, что ли?) отправился советоваться с шефом по телефону. Спустя 20 (!) минут мне порекомендовали обратиться на ул.Тополиную, 6, где тиражируют СD и кассеты. «Там вам покажут», — многозначительно сказал продавец. Между тем, рекламный стенд в этом отделе при покупке пяти СD сулит скидку аж в три гривни на каждую (цена одной — 11 грн.) и 5,5 гривни при покупке десяти. Временных же гарантий качества продаваемого «Рейнфорд» не давал. Эти два факта, по мнению компетентных специалистов, буквально кричат: «липа!». Наконец, корреспондент «ЗН» обратился в известную студию «Эдем», работающую на аудио-, видеорынке Днепропетровска девятый год. Заведующая отделом рекламы и лицензирования Ирина Богатова, для начала показав соответствующие документы (лицензию, госудостоверение и пр.), сразила меня любопытной информацией. Оказывается, Россия, введя контрольные марки еще в марте 1998 года, сейчас от них отказывается. Поскольку реальную защиту от пиратства они, увы, не предоставляют. Впрочем, Ирина Викторовна не считает возможным поднимать цену на продукцию своей студии из-за введения контрольной марки, ибо цена одной предполагается 17 коп. Гораздо больше «Эдем» и другие легальные фирмы-студии озабочены тем, что правообладатели на, в первую очередь, видеопродукцию могут поднять стоимость продаваемых ими фильмов. Это, конечно, «убьет» фирмачей и, наоборот, позволит нелегалам приумножить свои и без того немалые доходы.
Надо заметить, что в приватных разговорах рядовые продавцы всех без исключения музыкальных магазинов кляли «подпольщиков» и покрывающие их... соответствующие службы УВД. Не хочется расставлять акценты, но что-то не слыхать по ТВ и не прочитать в газетах Днепропетровской области об успешных операциях местной ГСБЭП по выявлению пиратских аудиоцентров или, на худой конец, складов «левой» продукции. Хотя практически в любой местной газете можно найти объявления типа «Куплю видеокассеты б/у в неограниченном количестве».
За первое полугодие нынешнего года из 2,5 тысячи проверенных «точек», производящих или продающих кассеты и диски в Украине, каждая третья нарушала закон об авторских правах. В Запорожской области, например, обнаружен подпольный цех по производству компакт-дисков, около 70 тысяч готовых дисков и приличная сумма долларов — результат успешной реализации товара. В Херсоне «накрыли» аудиоцентр, под крышей которого записывали и продавали пиратские аудиокассеты. В его арсенале обнаружили более сотни магнитофонов, около одиннадцати тысяч кассет, почти 500 СD и 40 тысяч полиграфических вкладышей. Российская певица Валерия после своего недавнего тура по Украине с горечью констатировала: «Я ставила свои автографы исключительно на пиратских компакт- дисках». Похоже, торговля явно «левыми» винно-водочными и аудио-, видеоизделиями на «вынос» в Днепропетровской области, что наглядно демонстрирует «криминальное кольцо», опоясавшее ЦУМ и окрестности, кормит не только их реализаторов. Но ведь криминальных авторитетов, по мнению руководства областного УВД на Днепропетровщине, не осталось, а члены разбитых организованных преступных группировок с позором разбежались по городам и весям Украины и ближнего зарубежья. Если принять это за аксиому, тогда ответ на вопрос «а крыша чья?» лежит на поверхности — коррумпированные чиновники. Как заявил начальник управления по взаимодействию с правоохранительными и контролирующими органами Днепропетровской областной администрации Александр Юрков, «с начала этого года более всего выявлено нарушений среди работников местного самоуправления, на которых составлено 113 админпротоколов, работников исполкомов — 68, руководителей и специалистов райгосадминистраций — 28. Закон о коррупции в действии... на бумаге.
Р.S. Что же касается контрольных марок на аудио-, видеопродукцию, то, как удалось выяснить, их производство должно финансировать (3 млн. грн.) Минобразования, которому эта статья расходов в бюджете-2000 не предусмотрена. Посему введение маркировки на диски и кассеты переносится как минимум до января 2001 года. А свидетельством подлинности (читай — качества. — В.О.) СD и видеокассет по-прежнему служит двухнедельная гарантия, даваемая магазином. И марки не нужны.