UA / RU
Поддержать ZN.ua

Закон о клевете: изъять заключение — мало

Если бы статья о клевете уже действовала, не понадобилось бы обвинять Юрия Луценко в праздновании Дня милиции: его достаточно было бы подвергнуть заключению за клевету на правящих политиков.

Даже если заключение будет изъято из закона о клевете, уголовная ответственность за него все равно является неприемлемой с точки зрения европейских стандартов. Так считает адвокат Валентина Теличенко. «Потому что даже после уплаты штрафа будет оставаться судимость... Таким образом легко отстранить конкурента от участия в выборах. Другими словами, если бы статья о клевете уже действовала, не понадобилось бы обвинять Юрия Луценко в праздновании Дня милиции: его достаточно было бы подвергнуть заключению за клевету на правящих политиков. И так можно будет поступить с каждым, кто отрицает «покращення вже сьогодні», - рассказала В.Теличенко «Українському тижню». По мнению адвоката, введение уголовной ответственности за клевету, а тем более при новом уголовном процессуальном кодексе, будет чрезвычайно опасным. «По заявлению любого лица, считающего, что в публикации журналиста Х содержится клевета, следственные органы могут начать расследование, сразу же провести обыск в помещении этого журналиста и в редакционном помещении, изъять компьютеры, фотоаппаратуру и т.д. …Если в гражданско-правовых отношениях журналист Х может нанять специалиста, который будет ходить в суд и доказывать его правоту, то при наличии криминального производства журналисты будут вынуждены ходить на допросы лично. Все это вместе способно сначала уничтожить медиаресурс, а уже потом суд может решить, что информация на самом деле не была клеветой», - говорит адвокат. По ее словам, сегодня, когда уголовной ответственности за клевету нет, в Украине «относительно прогрессивное» законодательство по защите прав человека в информационной сфере. Так, согласно статье 34 Конституции Украины, «каждому гарантируется право на свободу мнения и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений». Также, в соответствии со статьей 277 ГК Украины, не являются предметом судебной защиты оценочные суждения, мысли, убеждения, критическая оценка определенных фактов.

Это отвечает прецедентной судебной практике Европейского суда по правам человека при толковании положений статьи 10 конвенции. «Однако украинский закон обязует доказывать правдивость информации, которая не является оценочным суждением, тогда как европейский стандарт требует только доказать, что лицо - а прежде всего это касается журналистов - приняло достаточные меры, чтобы проверить информацию, и считало ее правдивой и важной для общества», - напомнила адвокат. «Риск того, что карикатуру на политика или рассказик о Доне Витторио, рыцаре Золотого Унитаза и Инне Геббельсовне Богохульской суд признает обидой и назначит возмещение морального ущерба - чрезвычайно высок», - считает В.Теличенко.