UA / RU
Поддержать ZN.ua

Закон — один. Для всех?..

Судейскому корпусу, правоохранительным органам и юридической общественности страны широко извес...

Автор: Виктор Новоженов

Судейскому корпусу, правоохранительным органам и юридической общественности страны широко известен факт «сверхсрочного» пребывания в должности бывшего председателя Высшего хозяйственного суда Украины, а ныне почетного пенсионера Сергея Федоровича Демченко, о чем уже писало «ЗН». Так ли это безобидно для страны?

Согласно части 3 статьи 15 Закона Украины «О статусе судей», судья ВХСУ Демченко не позднее чем за месяц до достижения им 65-летнего возраста (то есть не позднее 22 января 2008 года) должен был подать личное заявление о прекращении своих полномочий — на имя председателя вышестоящего суда (то есть на имя председателя ВСУ Василия Онопенко) или на имя назначившего его на должность государственного органа (то есть в Верховную Раду Украины). А если такое заявление г-ном Демченко не подано или подано с нарушением срока? Какие правовые последствия могут при этом возникнуть?

Как следует из контекста приведенной выше нормы закона, в случае неподачи судьей в установленный срок личного заявления о прекращении полномочий данные полномочия прекращаются автоматически — через месяц после достижения судьей 65 лет — без права на отставку. Применительно к
г-ну Демченко автоматическое прекращение его полномочий наступило 22 февраля 2008 года. При этом под подачей г-ном Демченко заявления о прекращении полномочий не следует понимать отправку такого заявления из канцелярии ВХСУ. Такое действие на процессуальном языке называется направлением заявления. Под подачей заявления необходимо понимать его поступление в Верховный суд или Верховную Раду Украины. Насколько нам известно, ни в Верховный суд, ни в Верховную Раду заявление Демченко не поступало.

На этой неделе состоялось заседание комитета по правосудию, на котором поднимался вопрос отставки Сергея Демченко. Народные депутаты — члены комитета подтвердили, что заявления от главы ВХСУ нет. В частности, народный депутат от блока «Наша Украина — Народная самооборона» Юрий Кармазин заявил, что заявления Демченко нет ни в Высшем совете юстиции, ни в Верховном суде, ни в комитете ВР. По его словам, в законе четко указано, что судья за месяц до достижения своего 65-летия должен подать заявление об отставке. В противном случае он теряет право на отставку и лишается пенсии. Подтвердил эту информацию и другой член комитета ВР по правосудию — Сергей Соболев.

При этом организационные игры «в потерю заявления» ситуации не меняют. Таким образом, имеются все основания для скорейшего увольнения господина Демченко Верховной Радой Украины без права на отставку и без привязки к факту написания им злополучного заявления. Такие полномочия Верховной Рады вытекают из положений пункта 2 части 5 статьи 126 Конституции Украины, а также части 3 статьи 15 Закона Украины «О статусе судей». При этом не имеет особого значения — заявление не было подано или оно было подано с пропуском вышеуказанного срока. Правовые последствия одинаковы. Сергей Соболев заявил, что комитет намерен поставить вопрос о принятии постановления Верховной Рады о прекращении полномочий главы Высшего хозсуда без права на отставку.

Проблемы г-на Демченко возможными пенсионными неприятностями, однако, не ограничиваются. Есть еще статья 365 Уголовного кодекса Украины, предусматривающая конкретную ответственность за присвоение звания должностного лица. Таким званием (в нашем случае) является должность председателя Высшего хозяйственного суда Украины, которую Демченко после 22 февраля 2008 года занимает незаконно.

В ситуации, которая сложилась вокруг незаконного пребывания господина Демченко в должности председателя ВХСУ, вызывает вопросы пассивная позиция высоких должностных лиц государства, обязанных применять соответствующие нормы закона к несколько засидевшемуся в кресле лицу.

Так, согласно части 2 статьи 15 Закона Украины «О статусе судей», председатель Верховного суда Украины В.Онопенко обязан, в срок не более месяца со дня возникновения предусмотренных законом оснований для прекращения полномочий судьи, уведомить об этом орган, назначивший указанного судью на должность. В данном случае соответствующее уведомление председатель ВСУ должен был направить в Верховную Раду Украины. При этом приведенная норма закона не связывает г-на Онопенко обязательным получением от г-на Демченко заявления о прекращении полномочий. Таким сроком возникновения оснований для прекращения полномочий судьи Демченко является 22 февраля 2008 года.

Однако господин Онопенко предпочел, в нарушение названной нормы закона, не уведомлять Верховную Раду, а направить в Совет судей хозяйственных судов Украины странный, не предусмотренный действующей процедурой документ — письмо № 24-1466/0/8-08 от 17.04.2008 года «О разрешении вопроса о предоставлении рекомендаций об увольнении Демченко С.Ф. с должности председателя ВХСУ». Благодаря «длительному почтовому пробегу» в Печерском районе города Киева названное письмо поступило в канцелярию Высшего хозяйственного суда Украины только
6 мая 2008 года. Такой «организационный маневр» ярко демонстрирует «кризис жанра» в судебной системе нашей страны. В связи с этим особенно интересным будет случай, если Совет судей ВХСУ не даст согласия на увольнение Демченко с занимаемой должности или утопит решение этого вопроса в бесконечных дискуссиях. Юрий Кармазин заявил, что вывод один: Верховный суд бездействует и способствует системе беззакония, которая сложилась в судебных органах. Поэтому, считает депутат, ВС должен нести ответственность за это.

С учетом того, что факт достижения г-ном Демченко пенсионного возраста широко известен, инициировать вопрос об его увольнении перед Верховной Радой Украины мог и Высший совет юстиции во главе с госпожой Изовитовой. Это вполне позволяет сделать пункт 4 части 1 статьи 17 Закона Украины «О порядке избрания на должность и увольнения с должности профессионального судьи Верховной Радой Украины». Однако и здесь — «полная толерантность» по отношению к «почетному пенсионеру».

Отмалчивается по этому поводу и прокуратура. В частности, на запрос 16 депутатов Верховной Рады о нарушении главой ВХСУ законодательства и необходимости принять меры заместитель генпрокурора В. Кудрявцев написал отписку, которая сводится к следующему: мол, большая нагрузка, нет времени проверить, сделаем позже...

Таким образом, высокие должностные лица государства объективно способствуют дальнейшему нарушению законности бывшим председателем ВХСУ Демченко, «философский взгляд» которого на происходящее постоянно им демонстрируется.