UA / RU
Поддержать ZN.ua

Юрий Луценко: 600 дней после приказа

Похоже, что 600 дней, проведенных за решеткой, не сочли сроком, достаточным для искуп­ления, и дело тут не только в грядущих выборах.

О юридических аспектах уголовных дел, возбужденных в отношении Юрия Луценко, говорить бессмысленно ввиду отсутствия предмета. Его не привлекли к ответу за то, что было можно и должно и что выглядело бы убедительно. Из всех обвинений, которые можно было бы инкриминировать человеку, занимавшему столь высокий пост, экс-министру внутренних дел предъявили самые нелепые и смешные, если это слово уместно применительно к тающему за решеткой Юрию Луценко. Эти обвинения ничтожны даже без оглядки на то, что творят сегодняшние вершители судеб страны с тем, что от нее осталось.

В итоге потешных судебных рассмотрений от доказательств обвинения осталась череда свидетелей, отказавшихся от приписываемых им прокуратурой показаний; потерпевший, не считающий себя таковым и, соответственно, не имеющий претензий к обвиняемому и т.д., и т.п. Впрочем, и этого вполне хватило для вынесения обвинительных приговоров экс-министру. Хотя такие материалы должны фигурировать в других делах, возбужденных в отношении нынешних обвинителей за преступления против правосудия. Но, видно, всему свое время.

…И до, и после того как на нарах оказался Борис Колесников (нашумевшее дело о «Белом лебеде»), министр внутренних дел Луценко, редко изменяющий себе в этом смысле, наговорил много лишнего. Но в контексте обстоятельств дела и преступления, инкриминируемого тогда подозреваемому в вымогательстве Колес­никову, хоть избранная в его отношении мера пресечения не выглядела дико. В отличие от нынешней ситуации с Луценко. Откровенным беспределом в бытность Луценко министром стал также визит спецназа к Р.Ахме­тову. Впрочем, этот явный перебор вполне мог бы остаться в истории и в качестве блестящей операции, если бы не был усугуб­лен последующим бездействием правоохранительной системы…

Луценко вполне могли, но не привлекли к ответственности ни по одному из данных эпизодов. Никаких личных мотивов, одно лишь сплошное правосудие в качестве блюда, которое подается холодным… Что касается еще одного, не забывшего обиду, то, вероятно, он рассчитывает, что называть его зеком Луценко теперь уже не будет.

Похоже, что 600 дней, проведенных за решеткой, не сочли сроком, достаточным для искуп­ления, и дело тут не только в грядущих выборах.

Не просто иллюстрация - карикатура к этой печальной истории - фигура защитника Луценко Алексея Баганца. Быв­ший высокопоставленный прокурор, сегодня возмущающийся нарушениями закона со стороны оппонентов, вчерашних сослуживцев, выглядит беспомощно. Его-то не жаль: адвокат говорит - копейка «капает». А вот слабые надежды родных Луценко на то, что экс-проку­рор, постигший тонкости порочной системы в бытность ее органичной частью, сможет ей противостоять, понятно, обречены. Здесь эти знания бессильны, а правовым аргументам места нет. Потому что правоохранительных органов и судов у нас нет. Есть какие-то инстанции, функционеры которых когда-то читали об их предназ­начении, но уже толком и не помнят, что. В отличие от оранжевой вольницы, пришел, наконец, порядок: главная задача этих инстанций унифицирована - неукоснительное выполнение приказа сверху. По остальным делам можно вершить законность на свое усмотрение.

На днях председатель Совета судей Украины Ярослав Романюк сказал, что 99% судей принимают решения, основанные на законе, и эти решения справедливы. Получается, что подавляющее большинство тех, кто сталкивается со славными кассирами нашей Фемиды, попадают почему-то главным образом к тому алчному 1%, который и порочит всех, словно ложка дегтя, и трудолюбивый до ужаса, поскольку рассматривает чуть ли не все дела…

Еще до вынесения очередного судебного приговора Юрий Лу­ценко был приговорен к четырем годам заключения за нанесение государству ущерба во время празднования Дня милиции в 2008 и 2009 годах. Он также осужден к выплате компенсации государственному бюджету - более
600 тыс. гривен.

Еще одно дело касается слежки МВД за водителем бывшего первого заместителя председателя СБУ Владимира Сацюка в контексте расследования загадочного дела об отравлении Ющенко. Дела, по которому сегодня, кажется, еще больше вопросов, чем в 2004 году…

После оранжевой революции Сацюк, напомним, поспешно отбыл в Россию. Но в рамках уголовного дела был установлен факт слежки и прослушивания его водителя Валентина Дави­денко. Любопытно и показательно, что сам водитель никаких претензий по поводу ограничения своих конституционных прав не имеет. Он даже не считает себя потерпевшим в результате слежки и прослушивания, о чем официально заявил, на допросе в Печерском суде 18 ав­густа 2011 г.: его права не нарушались, и он не считает себя потерпевшим. То есть на самом деле этого второго процесса против Луценко вообще не должно было быть. Тем не менее обвинение ходатайствует о двух годах шести месяцах лишения свободы. Несмотря на то что санкцию на слежку за Давиденко давал не министр внутренних дел Юрий Луценко, а суд. Более того, это решение суда, насколько известно, прокуратура так до сих пор и не оспорила! Ранее эпизод о превышении служебных полномочий (ч. 1 ст. 364 УК) слушался в предыдущем судебном процессе, однако 21 января 2012 был выделен в отдельное дело. Как написали прокуроры в обвинительном заключении, «экс-министр внутренних дел Юрий Луценко, а также Олег Павленов и Владимир Тарасенко, будучи представителями власти и должностными лицами, совершили злоупотребления властью, то есть умышленное использование должностным лицом и представителем правоохранительного органа власти вопреки интересам службы, которое нанесло существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам Вален­тина Давиденко».

Именно по обвинению в нарушении прав Валентина Дави­ден­ко и был арестован экс-министр внутренних дел 26 декабря 2010 года.

По мнению прокурора Дмит­рия Лобаня, вина подсудимых полностью доказана.

Отдельное судебное следствие по данному эпизоду велось неполные пять месяцев - со 2 апреля 2012 года до 20 июля 2012 г. Генеральная прокуратура изменила обвинение экс-министру Ю.Луценко из злоупотребления служебным положением (ст. 364 УК) на служебную халатность (ч. 1 ст. 367 УК), за что предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ или ограничения свободы до 3-х лет. Прокурор Дмитрий Лобан объяснил необходимость изменения обвинения тем, что в ходе судебного следствия было установлено, что Ю.Луценко не имел злого умысла нарушить права потерпевшего В.Дави­ден­ко, поскольку не знал, что его заместитель Петр Коляда закрыл оперативное производство. Как министр внутренних дел, Ю.Лу­ценко должен был проверить это, но не сделал этого, что, по мнению прокуратуры, и является проявлением служебной халатности.

Вчера суд приговорил экс-министра внутренних дел Юрия Луценко к двум годам ограничения свободы. Такое решение объявила судья Анна Медушевская.

При этом суд применил норму законодательства о поглощении менее сурового наказания большим. Таким образом, поскольку Луценко уже приговорен к четырем годам заключения, то его срок не меняется.

Двум другим подсудимым Олегу Павленову и Владимиру Тарасенко присудили выплату штрафа в 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, что составляет 8,5 тыс. гривен с запретом занимать организационно-распорядительные должности на протяжении трех лет.

Под судом это решение восприняли криками «позор!». Один из сторонников Луценко играет на трубе мотив песни «Вставай, страна огромная!».