UA / RU
Поддержать ZN.ua

Юридические лица с ограниченной ответственностью

Если и есть в украинском юридическом бизнесе что-то удивительное, так это клиенты. Вернее, их нежелание быть знатоками и ценителями юридических услуг...

Автор: Игорь Головань

Если и есть в украинском юридическом бизнесе что-то удивительное, так это клиенты. Вернее, их нежелание быть знатоками и ценителями юридических услуг.

Наши бизнесмены давно научились пробовать вина в ресторане (причем некоторые действительно способны отличить Божоле от Бордо), разбираются в особенностях тканей, из которых шьются костюмы от Brioni и Ermenegildo Zegna. Но при этом многие из них убеждены, что в Украине существуют «юридические фирмы с лицензиями». Эти заметки — попытка справиться с многолетними заблуждениями и предложить потребителям юридических услуг своеобразную азбуку юридической практики.

Итак, есть ли в Украине юридические фирмы? Странный вопрос, ведь периодика переполнена рекламой этих самых фирм. В законодательстве Украины определение термина «юридическая фирма» отсутствует. Слова «юридическая фирма» являются лишь частью наименования юридических лиц, то есть названием, так сказать, частью имени собственного. Заметим, что Гражданский кодекс Украины требует, чтобы в наименованиях юридических лиц помимо названия содержалась и информация об организационно-правовой форме. Тем не менее, в рекламе многих компаний, предлагающих юридические услуги, аббревиатуры ООО, ЧП и им подобные нередко опускаются. Именно поэтому многие считают, что юридическая фирма — это и есть некая особая организационная форма, что абсолютно неправильно.

В Украине юридической практикой занимаются две разновидности субъектов: адвокаты и субъекты предпринимательской деятельности. Так сложилось исторически. Так вот, юридическими фирмами именуют себя как адвокатские объединения, так и предприятия (ЧП, ООО и т.п.). В публикуемом СМИ рейтинге год за годом адвокатские объединения и предприятия свалены в одну кучу. А ведь клиенту иметь информацию о правовом статусе «юридической фирмы» весьма важно.

Начнем с того, что в Украине деятельность адвокатов довольно жестко урегулирована законодателем, в то время как юристы-предприниматели абсолютно свободны от всяческих требований и ограничений. Юридическая практика как хозяйственная деятельность не лицензируется в Украине с 2000 года. Следовательно, юридической фирмой можно назвать практически что угодно, закон этого не запрещает.

Отсутствие лицензирования означает отсутствие любых требований к лицам, желающим оказывать юридические услуги. То есть теоретически создать предприятие, именуемое «юридической фирмой», может кто угодно. Для этого не нужно иметь юридического образования. И, как это ни удивляет иностранцев, такие юридические ЧП и ООО в Украине вправе оказывать любые (подчеркиваю, любые) юридические услуги.

Понятно, что организационно-правовая форма сама по себе нужного качества услуг не обеспечивает. Тем не менее, по глубокому убеждению автора, клиентам юридических фирм следует быть более осторожными.

Адвокатуре законодатель уделил значительно больше внимания. Статья 52 Конституции Украины устанавливает, что для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при разрешении дел в судах и иных государственных органах в Украине действует адвокатура. Для получения статуса адвоката гражданин Украины должен иметь высшее юридическое образование, опыт работы не менее двух лет. Кроме того, необходимо сдать достаточно сложный квалификационный экзамен. Напомним, что к специалистам юридических ЧП и ООО вообще нет никаких требований.

Следует помнить, что само по себе наличие у юриста адвокатского свидетельства не позволяет воспользоваться преимуществами адвокатуры, так как реализация профессиональных прав адвоката допустима только в рамках предусмотренных законом организационных форм.

В соответствии с нормами Закона Украины «Об адвокатуре», адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью индивидуально, открыть свое адвокатское бюро, объединяться с другими адвокатами в адвокатские объединения (коллегии, фирмы, конторы и т.п.), являющиеся юридическим лицом. Регистрацию адвокатских объединений производит Министерство юстиции Украины. Реестр адвокатских объединений доступен в Интернете. То есть адвокат по своей сути является внешним юридическим консультантом, предоставляющим клиенту юридическую помощь индивидуально или в составе адвокатского объединения.

Для обеспечения исполнения адвокатом своих функций в Украине законом закреплены профессиональные права и гарантии адвокатской деятельности. Профессиональные права, честь и достоинство адвоката охраняются законом. Запрещается любое вмешательство в адвокатскую деятельность, требовать от адвоката, его помощника, должностных лиц и технических работников адвокатских объединений сведения, составляющие адвокатскую тайну. По этим вопросам их нельзя допрашивать как свидетелей.

Документы, связанные с выполнением адвокатом поручения, не подлежат осмотру, разглашению или изъятию без его согласия. Запрещается прослушивание телефонных разговоров адвокатов в связи с оперативно-розыскной деятельностью без санкции генерального прокурора Украины, его заместителей, прокуроров Республики Крым, области, города Киева.

Весьма важной для защиты интересов клиента является прямо предусмотренная законом защита адвокатской тайны.

Помимо закона адвокаты руководствуются Правилами адвокатской этики, утвержденными Высшей квалификационной комиссией адвокатуры при Кабинете министров Украины. Адвокатская этика базируется на следующих принципах: независимость; соблюдение законности; доминантность интересов клиентов; недопустимость представлять клиентов с противоречивыми интересами; конфиденциальность; честность и добросовестность; уважение к адвокатской профессии; культура поведения; ограниченное рекламирование деятельности адвокатов.

Доминантность интересов клиента из этических принципов адвоката является важнейшим. Адвокат обязан в своей профессиональной деятельности исходить из преимущества интересов клиента (естественно, в рамках законности) перед своими собственными интересами, интересами коллег, партнеров, сотрудников. Адвокат обязан избегать компромиссов, если они расходятся с законными интересами клиента.

На практике преимущества адвокатуры могут быть реализованы следующим образом. Прежде всего, адвокат имеет возможность собирать информацию и сведения, необходимые для оказания клиенту правовой помощи. Как уже говорилось, законодательство Украины предусматривает обязанность должностных лиц удовлетворять запросы адвоката о получении информации и документов. В случае отказа в предоставлении информации адвокат вправе обратиться в суд. Понятно, что возможности субъектов хозяйствования и их собственных юридических служб в этом вопросе гораздо уже.

Используя нормы закона, посвященные защите адвокатской тайны, адвокат имеет большие возможности сохранить важные документы предприятия от незаконного изъятия, чем собственная юридическая служба предприятия или юрист-предприниматель. Иммунитет от осмотра и изъятия распространяется не на любые документы клиента, переданные адвокату, а только на связанные с исполнением поручения.

Можно сколько угодно спорить о том, насколько реальна реализация прав и гарантий адвокатуры, но ведь юристы, не являющиеся адвокатами, не имеют даже декларативных прав, связанных с их профессией. Поэтому их клиенты менее защищены, чем клиенты адвокатов.

Например, работника юридического предприятия может вызвать в качестве свидетеля следователь и потребовать сообщить сведения о клиенте. Адвокат в таком случае обязан отказаться давать показания. Юрист, не являющийся адвокатом, по закону обязан сообщить все, что ему известно. Документы клиента, находящиеся у адвоката в связи с исполнением им поручения, не подлежат осмотру или изъятию. Документы же клиента, переданные юристу, не являющемуся адвокатом, никак не защищены.

Итак, в Украине нет юридических фирм, а есть субъекты хозяйствования и адвокатские объединения, которые иногда называют себя юридическими фирмами.

За минувшие несколько лет слово «партнер» в Украине из антонима термину «халявщик» (помните Леню Голубкова и МММ?) превратилось в «юридический титул». Значительная часть компаний, оказывающих юридические услуги, гордо именуют себя «кто-то и партнеры». Руководители этих компаний предпочитают титуловать себя не директорами, а управляющими партнерами. В рекламных объявлениях, газетных и журнальных статьях дают интервью и обещают квалифицированные советы управляющие, старшие и просто партнеры.

Однако в Украине определенного юридического значения термин «партнер» не имеет. В отечественных Гражданском и Хозяйственном кодексах даже термин «партнерство» отсутствует. В чем же причина популярности сего слова среди украинских юристов?

Да в том, что наиболее приемлемой организационной формой осуществления юридической практики на Западе достаточно долго считалось именно партнерство (partnership) — организационная форма, традиционная для права Великобритании и США.

Популярность термина «партнер» в юридическом бизнесе имеет многовековую историю. Думаю, не будет слишком смелым допущение, что привлекательность самого слова «партнер» как для лиц, осуществляющих юридическую практику, так и для клиентов обусловлена юридическим смыслом термина «партнер», характерного для классического партнерства.

Например, согласно британскому Акту о партнерствах 1890 г. (The Partnership Act, 1890) каждый партнер является агентом фирмы и других партнеров в целях бизнеса, осуществляющихся в партнерстве, то есть может заключать сделки от имени партнерства. Кроме того, каждый партнер вместе с другими партнерами отвечает по всем обязательствам фирмы. Насколько распространенной была и есть эта организационная форма осуществления юридической практики, свидетельствует хотя бы тот факт, что большая часть известных и авторитетных в мире юридических фирм имеют характерные для партнерств наименования, состоящие из фамилий партнеров.

Таким образом, для западного клиента термин «партнер» целые столетия означал лицо, которое может заключать сделки от имени фирмы и отвечает всем своим имуществом за действия свои и других партнеров. Думаю, что именно это объясняет широкое применение термина «партнер» украинскими юристами. Однако многочисленные украинские партнеры просто подражают западным традициям.

Интересно, что в последнее время и на Западе термин «партнер» приобрел совсем другой смысл, а именно выродился в простую дань традиции. Причина в солидарной ответственности партнеров. Именно эта черта партнерств, очень привлекательная для клиентов, стала причиной их массовой реорганизации.

Но поскольку термин «партнер» в Великобритании и США имеет абсолютно конкретный юридический смысл, западные юристы, чтобы избежать возможных обвинений в обмане, вынуждены указывать в своих рекламных и других материалах необходимые оговорки.

Как четко указано на официальном интернет-сайте Allen & Overy (www.allenovery.com), под термином «партнер» понимается член (member) Allen & Overy или наемный работник или консультант, имеющий эквивалентное положение и квалификацию, или даже лицо, имеющее соответственный статус в одной из аффилированных с Allen & Overy организаций.

Рекламные проспекты Baker & McKenzie предупреждают, что, в соответствии с общей терминологией, используемой в организациях профессионального сервиса, термин «партнер» означает лицо, являющееся членом, партнером либо обладающее эквивалентным статусом.

Как видно из сказанного выше, в так называемых международных юридических фирмах партнером может называться фактически кто угодно, в том числе наемный работник или даже наемный работник дочерней структуры. При этом реальный смысл, который вкладывает в слово «партнер» каждая конкретная юридическая фирма, является полностью индивидуальным и зависит исключительно от внутренних документов и правил соответственного участника рынка юридических услуг.

То же можно сказать и об Украине. Правда, украинским партнерам неплохо было бы позаимствовать у зарубежных коллег традиции открытости и прозрачности бизнеса. Наши компании значительно реже размещают на своих сайтах и в рекламных материалах не только свое понимание термина «партнер», но даже информацию об организационно-правовой форме. Так что выяснить реальный статус и полномочия партнера украинской юридической фирмы можно, лишь ознакомившись с ее внутренними документами.