UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОКУПКИ АВТОМОБИЛЕЙ SECOND HAND

Любой автомобиль, независимо от его динамических характеристик, мощности, веса, типа кузова, цвета, фирмы-производителя, возраста и даже цены, несет в себе большое количество проблем как технических, так и юридических...

Автор: Александр Силков

Любой автомобиль, независимо от его динамических характеристик, мощности, веса, типа кузова, цвета, фирмы-производителя, возраста и даже цены, несет в себе большое количество проблем как технических, так и юридических.

Среди юридических аспектов покупки автомобиля оформление договора купли-продажи и регистрация в ГАИ являются самыми важными, но не последними. Следствием стремления Украины войти в европейское сообщество стало решение об обязательном страховании гражданской ответственности для всех владельцев транспортных средств на территории Украины. Есть еще одна необязательная формальность, о которой знают все, но мало кто придает ей значение. А ведь этот подводный камень может даже лишить вас любимого автомобиля. Речь идет о проверке родословной. Не в смысле - кто, когда, как и зачем его изготовил, а насколько переход машины от прежнего хозяина к нынешнему соответствовал действующему законодательству.

Среди безопасных путей покупки подержанного автомобиля можно назвать покупку через отечественные автосалоны, работающие на условиях комиссии, салоны официальных дилеров, которые также продают бывшие в употреблении автомобили, и в зарубежных автосалонах.

При покупке машины у частного лица (в зависимости от того, каким образом вы оформляете свою сделку) может возникнуть целый ряд проблем.

На сегодняшний день весьма распространена практика приобретения автомобилей из зарубежных стран по генеральной доверенности. (Хотя, во избежание лишних расходов и с целью экономии времени, это применяется и на внутреннем украинском рынке.) На первый взгляд такая покупка выгодна для обеих сторон. Продавец получает оговоренную с покупателем сумму, как и при обычной купле-продаже, а покупатель избегает выплаты ряда пошлин и сборов в государственную казну, которые, в зависимости от различных данных автомобиля, могут составлять довольно большую сумму. Но подобная форма «сделки» уместна только в том случае, если вы полностью уверены в добропорядочности своего партнера. Иначе подобная экономия носит весьма сомнительный характер. Недостаток этого способа «покупки» машины заключается в самой природе доверенности, в частности такого ее вида, как генеральная.

Доверенность, согласно ст. 386 Гражданского кодекса Украины, - это письменное полномочие на совершение юридически значимых действий, выдаваемое одним лицом (доверителем) другому лицу (доверенному). Максимальный срок действия ее не может превышать трех лет с момента выдачи. Начальный срок доверенности должен быть указан обязательно, иначе она вообще недействительна. Если срок действия не указан, то доверенность действительна в течение одного года.

Опасность попасть в неприятную ситуацию не одинаково велика для доверителя и доверенного лица. В данной ситуации больше рискует доверенное лицо, поскольку продавец (доверитель) после получения денег от покупателя (доверенного лица) может отменить доверенность (и это его право) и на законных основаниях потребовать возвращения своей собственности. В результате чего покупатель оказывается в весьма неприятной ситуации. В соответствии с законодательством он должен вернуть машину прежнему владельцу, не получив назад суммы, уплаченной доверителю, поскольку, согласно действующему на территории Украины Гражданскому кодексу, переход права собственности по доверенности не предусмотрен и подобная сделка, с точки зрения закона, является притворной, то есть не порождающей каких-либо юридических прав и обязанностей. Доказать же факт передачи денег практически невозможно.

В этой ситуации у покупателя есть единственный способ вернуть свои деньги: сделать вид, что ему ничего не известно об отмене доверенности, и пытаться продать автомобиль (благо, у него есть необходимые документы). Если до изъятия автомобиля он успеет это сделать (а между отменой доверенности и изъятием автомобиля в силу целого ряда причин может пройти несколько недель или даже месяцев), значит - повезло, если нет - сделать уже ничего невозможно.

Еще одним неприятным моментом для доверенного лица является то, что минимум раз в три года придется заниматься хлопотами по переоформлению доверенности, хотя это может быть сделано в одностороннем порядке самим доверителем. В противном случае, для того чтобы оставить автомобиль у себя, нужно переоформить на свое имя право собственности, уплатив все сборы и пошлины, что делает покупку автомобиля по доверенности равной стоимости приобретения машины из-за границы в обычном порядке. Плюс еще может помешать «непятилетний» возраст. То есть фактически это можно приравнять к обычной отсрочке платежа.

Здесь следует заметить, что тематика ввоза машины по доверенности вскоре может оказаться вообще неактуальной в силу грядущих изменений в нормативной базе Украины.

При покупке автомобиля, действительно имеющего «темное прошлое», возникают проблемы иного рода. Такие машины, как правило, продаются уже на внутреннем «сером» рынке, хотя подобный автомобиль можно приобрести «с рук» и в Германии, и в Голландии, и в Польше, а особенно в России. Чаще всего это весьма престижные модели, продаваемые по заманчиво низкой цене, что обычно и привлекает многих доверчивых покупателей. Однако во многих случаях ничто вообще не выдает историю машины - и цена обычная, и состояние нормальное, а в результате в один не самый прекрасный день хозяин узнает, что номера у него на машине перебиты и вообще машина эта не его, а какого-то бюргера из Баварии, который вот уже третий месяц убивается по пропавшей любимице (не забыв при этом получить страховку за угнанную машину и купить новую, не хуже прежней).

«Ну и что же будет?» - наверняка спросит нормальный человек, который и сам-то, небось, прикидывал, посматривая на цены в газетных прайсах, как можно продавать такую красавицу «за такие смешные деньги». А будет все либо в меру хорошо, либо совсем плохо. Такая категоричность обуславливается ст. 145 и 147 Гражданского кодекса Украины. В этих статьях определяются такие понятия, как «добросовестный» и «недобросовестный приобретатель», а также режим истребования вещи законным собственником и расчеты при возврате вещи из незаконного владения. К добросовестным приобретателям относятся те, которые купили вещь у лица, не имеющего права продавать эту вещь. То есть не имеющего соответствующих прав на данный предмет. Но при этом покупатель не знал и не мог знать о том, что продавец не имеет законных прав на продажу данной вещи. Однако даже при условии, что приобретатель является добросовестным, законный владелец все равно может истребовать вещь из чужого неправомерного владения (часть 1 ст. 145 Гражданского кодекса Украины). Правда, широченные диски от итальянских автомобильных кутюрье по цене $1000 за штуку, спойлеры и другие «радости», установленные вами на любимую машину, снять позволят, если, конечно, это не ухудшит первоначального состояния автомобиля. В случае невозможности отделения этих деталей от автомобиля без его повреждения добросовестный незаконный приобретатель имеет право на возмещение их стоимости, но в размере, не превышающем размер увеличения стоимости самого автомобиля после этих усовершенствований. Это был вариант «хорошо».

Хуже обстоит дело с незаконными приобретателями. Исходя из того, что это лица, которые знают, что вещь приобретена противоправным путем, санкции к ним применяются более суровые. Эти санкции могут быть не только восстановительно-компенсационными, но и карательными. Незаконный недобросовестный приобретатель должен, помимо возврата самой машины, вернуть также и те доходы, которые были получены (или могли быть получены) от этой машины в течение всего времени нахождения данного автомобиля у него (часть 1 ст. 148 Гражданского кодекса Украины). В некоторых, не столь уж редких, случаях эти требования сопровождаются еще и обвинением в совершении преступления, в частности в виде соучастия в различных формах (ст. 19 Уголовного кодекса Украины) либо укрывательства предметов, добытых преступным путем (ст. 20 и 186 Уголовного кодекса Украины).

За укрывательство наступает ответственность в том случае, если украденный автомобиль был коллективной или государственной собственностью, а также тогда, когда автомобилем завладели вследствие кражи, грабежа или мошенничества при отягчающих обстоятельствах и в некоторых других ситуациях, предусмотренных действующим законодательством. Могу утешить лишь тем, что это был вариант «совсем плохо».

Несмотря на всю печальность, ситуация все же не является безвыходной. Выход есть - нужно просто не попадать в эту ситуацию. Если уж вам попался столь уникальный экземпляр автомобилестроения, который в автосалоне вы найти не смогли, и решились приобрести машину у частного лица, то не поленитесь и не пожадничайте - проверьте через компьютерную сеть ИНТЕРПОЛа, не числится ли ваш будущий «рысак» где-нибудь в другой «конюшне». И не спешите радоваться, если ответ оказался отрицательным. Кроме этого важно проверить подлинность идентификационных номеров кузова и двигателя. Если у специалиста, осматривающего ваш автомобиль, возникли сомнения, то лучше все же обратиться к экспертам или (по крайней мере) сказать об этом продавцу. Получив ответ эксперта, свидетельствующий о подлинности номеров, не жалейте об уплаченных за работу деньгах, смело покупайте то, что выбрали, и наслаждайтесь своей покупкой.