UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЮРИДИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА В УКРАИНЕ

За последние годы Украина достигла ощутимого прогресса в создании основ благоприятного инвестиционного климата...

Автор: Дмитрий Притыка

За последние годы Украина достигла ощутимого прогресса в создании основ благоприятного инвестиционного климата. Прежде всего Украина имеет приемлемую для иностранных инвесторов правовую инфраструктуру, обеспечивающую достаточно эффективную защиту капиталовложений и безопасные условия ведения бизнеса. Происходят позитивные сдвиги и в социальной среде нашей страны, которые делают юридические гарантии защиты иностранных инвестиций действительно реальными.

В то же время мы понимаем, что в нашей стране еще не создана всеобъемлющая система защиты иностранных инвестиций, которая необходима для органичной интеграции народнохозяйственного комплекса Украины в систему мировой экономики.

Украинское законодательство предоставляет иностранным субъектам хозяйственной деятельности национальный режим, то есть они имеют одинаковую с украинскими субъектами предпринимательства правоспособность. Украина имеет юридические гарантии, исключающие какую-либо дискриминацию иностранного инвестора. Кроме того, в нашей стране были приняты меры для регламентации режима иностранного инвестирования, которое имеет целью поощрение вложения иностранного капитала в приоритетные отрасли экономики Украины.

На протяжении последних семи лет несколько раз изменялась концепция относительно форм и приоритетов в поощрении иностранных инвестиций, а это потянуло за собой определенную нестабильность законодательства. В то же время никоим образом не ставилась под знак вопроса необходимость предоставления иностранному инвестору национального режима хозяйствования. Предметом споров в Украине был лишь объем льготного поощрения для иностранного инвестирования. Именно этим объясняется принятие в Украине за годы ее независимости трех решающих законодательных документов о режиме иностранного инвестирования, которые последовательно изменяли соотношение льгот для иностранных и отечественных инвесторов.

Последний закон Украины от 19 марта 1996 г. устанавливает одинаковые для иностранных и отечественных предприятий правовые условия хозяйственной деятельности. Предыдущее законодательство Украины, в частности декрет Кабинета министров Украины от 20 мая 1993 года, устанавливало, в зависимости от объема иностранных инвестиций, освобождение от налога на прибыль до 5 лет. Сейчас эта льгота для иностранного инвестора отменена, и таким образом режим налогообложения для всех предприятий в Украине и ее инвесторов является одинаковым.

В Украине в данное время есть необходимые факторы для безопасного вложения капиталов.

Во-первых, стабильной является политическая и экономическая ситуация в стране, в частности правительству удалось минимизировать негативные побочные последствия реформирования народнохозяйственного комплекса и перехода к рыночной модели экономики.

Во-вторых, есть надежные и эффективные гарантии репатриации полученных прибылей от капиталовложений. Еще в 1991 году был принят закон Украины «О защите иностранных инвестиций», который обеспечил иностранным инвесторам ничем не ограниченную возможность перечисления за границу их прибылей, полученных на законных основаниях. Это положение было конкретизировано в статье 12 закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 19 марта 1990 года.

Этот закон устанавливает для иностранных инвесторов государственные гарантии защиты иностранных инвестиций в случае изменения законодательства, а также гарантии относительно принудительных изъятий, в частности, иностранные инвестиции не подлежат национализации. Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду и моральный вред. Закон особенно предусматривал, что компенсация, которая выплачивается иностранному инвестору, должна быть быстрой, адекватной и эффективной.

В законе подробно отрегулирован механизм гарантий в случае прекращения инвестиционной деятельности, а также система государственной регистрации и контроля за осуществлением иностранных инвестиций. Особо предусмотрена ответственность государственных органов или их должностных лиц за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей относительно иностранного инвестора или предприятий с иностранными инвестициями.

В законе установлены организационно-правовые формы для инвестиционной деятельности, в частности, регламентирован порядок заключения концессионных договоров, контрактов об инвестиционной деятельности, предусмотрены особенности регулирования иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.

Споры, возникающие в процессе иностранного инвестирования, подлежат рассмотрению в судах или арбитражных судах Украины.

По договоренности сторон спор может быть рассмотрен в арбитраже, в том числе и за пределами Украины.

Законодательство Украины предусматривает возможность применения иностранного права в случаях, предусмотренных коллизионными нормами или международным договором Украины. При отсутствии законодательства, регулирующего спорные отношения с участием иностранного субъекта предпринимательской деятельности, арбитражный суд может применить международные торговые обычаи.

Споры между иностранными инвесторами по вопросам государственного регулирования иностранных инвестиций и деятельности предприятий с иностранными инвестициями подлежат рассмотрению в судах Украины, если иное не определено международными договорами Украины.

В Украине сейчас изучается вопрос о присоединении к Вашингтонской конвенции 1965 года о порядке решения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами.

В рамках системы защиты иностранных инвестиций реформа действующего законодательства Украины о банкротстве предусматривает рецепцию положений Типового Закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной неспособности. Но уже сейчас иностранные кредиторы отечественных предприятий имеют равные права с кредиторами из Украины на участие в национальных процедурах банкротства.

В Украине существует система профессиональной селекции судейского корпуса, а потому судьями являются высококвалифицированные юристы с большим опытом судопроизводства.

Судебная система Украины базируется на принципах специализации. В частности, споры, возникающие в процессе иностранного инвестирования, подведомственности арбитражным судам, которые являются специализированными судами хозяйственной юрисдикции. Эти суды осуществляют судопроизводство на основах равноправия всех участников судебного процесса перед законом и судом, соревновательности сторон и свободы в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказательстве перед судом их убедительности, гласности судебного процесса и его полное фиксирование техническими средствами, обеспечение наглядного обжалования решения суда.

Судебная практика судов Украины по критериям мирового судопроизводства предусматриваема с точки зрения выполнения требований законодательства.

Следует отметить, что имеющаяся нормативная база для регулирования хозяйственных отношений в Украине еще окончательно не сформирована для условий рыночной экономики. Законодательство Украины в сфере регламентации хозяйственного механизма имеет определенные прорехи и несогласованности. Решения арбитражных судов становятся при таких условиях ориентиром для решения коллизионных вопросов права, своеобразным методом упорядочения хозяйственных отношений.

По оценкам ряда иностранных юристов практика судов в Украине отвечает критериям справедливости и непредвзятости, а судебная система Украины предоставляет необходимые возможности для защиты прав и интересов, базирующихся на законе.