Сотрудники подразделений СБУ, занимающиеся проблемами борьбы с незаконным оборотом ядерных материалов, рассказывают об одном трагикомичном случае из своей практики, когда их коллега в ходе операции перед тем, как «взять объект», негласно сопровождал по городу гражданина, подозреваемого в том, что он перевозит при себе радиоактивные образцы. Самонадеянный злоумышленник, готовясь к их незаконной реализации, таскал «маленький Чернобыль» прямо в полиэтиленовом пакете и неожиданно нырнул в переполненный троллейбус. Оперативник — за ним. Толпа прижала их друг к другу. Молодой контрразведчик весь извертелся, пытаясь «отжать» пассажиров от опасного груза, и сам, обмирая от ужасной перспективы, старался повернуться к «фонящему» кульку как-нибудь боком. Ситуация достаточно показательна. В ней все: и уровень наших отечественных «ядерных контрабандистов», и специфика борьбы с ними, когда каждый лишний шаг преступников грозит непоправимым ущербом здоровью окружающих, и, соответственно, решимость контразведчиков побороть это зло…
Наибольшую актуальность проблема обрела сразу после распада СССР, когда в отдельных независимых державах свои собственные целостные государственные системы контроля за местонахождением и перемещением радиоактивных, ядерных материалов переживали процесс становления. (В настоящее время в Украине схема законного оборота данных материалов замыкается на украинском госпредприятии «Изотоп», занимающимся узаконенными поставками легальным потребителям, и системе спецкомбинатов Украинского государственного объединения «Родон» МЧС Украины, утилизирующих обработанные материалы и отслужившие свой срок источники излучения.) Тогдашняя неразбериха породила невиданный всплеск нехарактерных доселе преступлений, связанных с самыми различными контрабандными перевозками. В частности в этом потоке присутствовали и радиоактивные вещества, категорически изъятые из неофициального оборота. Здесь стоит напомнить о том, что если для того, чтобы партия наркотиков «потянула» на статью, необходимо их четко определенное законом количество, то для материалов, о которых идет речь, такого минимума не предусмотрено. Даже пустой, ранее «загрязненный» контейнер не имеет право на неучтенное существование.
В те же времена широкое распространение приобретают мифы — специалисты и сейчас настаивают именно на такой оценке той информации — о невиданном спросе за границей на любой источник радиоактивного излучения, на любые радиоактивные вещества. «Фонит» — значит стоит больших денег: примерно так рассуждали стремящиеся к легкому обогащению обыватели. Сотрудники шахт, предприятий, где радиоактивные изотопы использовались, например, для контроля за технологическим процессом, пытались украсть приборы с «мирным атомом», выкрутить датчики и индикаторы. Не отставали военнослужащие, имевшие доступ к соответствующей технике, особенно в расформировавшихся частях.
Специфика того времени «нахимичила» и таинственный феномен так называемой «красной ртути», вокруг которой возник невиданный ажиотаж.
Собственно говоря, впервые интерес к этому загадочному веществу оформился еще в 90-м году. В определенных кругах распространились слухи, подхваченные отечественной прессой, о якобы широком применении дорогостоящего ртутьсодержащего соединения в военно-промышленном комплексе США и других стран НАТО. Маститые специалисты уверяли, что соединения ртути с описываемыми качествами нет в природе. Общественное мнение парировало: «наши» просто не умеют его использовать, а за океаном готовы платить за каждый грамм огромные суммы. Подключив экспертов — ученых, производственников, военных — спецслужба сначала прояснила вопрос для себя, а затем неустанно разъясняла, что все это не более чем остроумная мистификация, авторство которой, впрочем, недостаточно прояснено и по сей день. Даже в отношении названия вещества не было согласия: одни «знатоки» утверждали, что красноватый оттенок имеет сам порошок неуловимого «оксида», другие — говорили о красном отсвете, заметном при спектральном анализе вещества. На удочку попались и очень солидные иностранные коммерсанты, и, по сведениям контрразведчиков СБУ, некоторые зарубежные спецслужбы. Отечественные упрямцы с одержимостью средневековых алхимиков искали «красную ртуть» с тем, чтобы немедленно ее продать за границу. Криминальная решительность таких «продавцов без товара» была ненаказуема уголовно, но все же закономерно привлекала к себе внимание правоохранительных органов. В прессе даже высказывались наивные предположения о том, что нехороший интерес к ртути спровоцирован спецслужбой для того, чтобы как «лакмусом» выявить потенциальных контрабандистов. Жизнь подтвердила: все операции с так называемой «красной ртутью» — действительно мошенничество в международных масштабах.
Отголоском давно отшумевших страстей стала в начале этого года волна публикаций по поводу изъятия сотрудниками УСБУ Луганской области у пассажира поезда Симферополь— Свердловск партии двуиодистой ртути, которую тут же поспешили окрестить по старой памяти «красной ртутью». В контейнере, попавшем в руки правоохранительных органов, находился оксид ртути, но достаточно изученный и действительно применяемый в химической промышленности, а также в медицине (мазь на основе ртути). И загадка кроется не в самом веществе, а в планировавшемся злоумышленниками незаконном перемещении его в Пакистан. Оперативники высказывают предположение, что изъят лишь образец из более крупной партии этого вещества, подготовленного к реализации. Так что есть основание для дальнейших серьезных поисков.
Несмотря на то, что Украина к моменту объявления независимости располагала третьим в мире по величине военным ядерным арсеналом, она не стала источником незаконного распространения оружейного ядерного материала. Это и есть свидетельство эффективности функционирования государственной системы физической защиты ядерных материалов. Мировое сообщество, несмотря на неоднородность его стратегических интересов, вынуждено было признать, что вывод ядерного оружия с территории Украины был осуществлен без единого случая его пропажи или хищения. В данной момент Украина располагает лишь необходимым количеством ядерного материала значительно меньшего обогащения, используемого в реакторах АЭС или для нужд научно- исследовательских учреждений, — и все это под неусыпным контролем МАГАТЕ. Таким образом, коммивояжерам из так называемых «пороговых» стран в поисках материалов, пригодных для создания у них на родине оружия массового уничтожения, незачем даже тратиться на дорогу в неближний край — Украину.
Известны примеры изъятия правоохранительными органами опасного груза на украинской границе при попытке незаконного пересечения ее в направлении Европы. В 1996 году в Закарпатской области при прохождении пограничного контроля был задержан легковой автомобиль, гамма- излучение вблизи которого составляло 1500 мкР/час. «Жигули» пришлось раскурочить в поисках источника излучения. Тайник обнаружили в топливном баке. В него был искусно «вварен» толстостенный свинцовый контейнер заводского изготовления, в котором находилось всего несколько граммов цезия-137. При этом сам контейнер весил около 50 кг. Были задержаны трое жителей Черкасс и гражданин России, уже отбывавший однажды двухлетний срок тюремного заключения в Венгрии за контрабанду радиоактивных веществ — тогда он пытался провезти контейнер с ураном-238. Цезий они переправили из России как образец для предполагаемых покупателей. После расследования уголовного дела по ст. 228 ч. 3 УК Украины они были осуждены на различные сроки лишения свободы от 5 до 2,5 лет. В рамках договора о сотрудничестве между спецслужбами Украины и РФ в борьбе с организованной преступностью о деталях дела тогда проинформировали и российских коллег. Благодаря этому установлены и привлечены к уголовной ответственности трое жителей Ивановской области.
В апреле 1997 года в Закарпатье пресечена попытка контрабандного вывоза более килограмма урана, предназначавшегося для продажи в европейских странах. Задержаны трое. Груз излучал до 100 мкР/час. В ходе оперативно-следственных мероприятий был обнаружен тайник, в котором находилось еще около 7 кг того же опасного вещества. Как удалось установить позднее — это были «таблетки» для тепловыделяющих элементов реакторов АЭС, которые исчезли и активно разыскивались местными правоохранительными органами в Казахстане. Данный ядерный материал, пояснили специалисты, можно использовать лишь как топливо на АЭС, и кому злоумышленники планировали его сбыть — непонятно. Но приличную дозу облучения каждый из них получил.
В последние годы во всех случаях изъятия в Украине какого-то количества ядерных материалов из незаконного оборота правоохранительными органами точно установлено их «неукраинское» происхождение. Все они ввезены на территорию нашего государства извне и конечной целью преступников была попытка их последующего нелегального перемещения через границу в различных направлениях и продажи «покупателям». Незаконное «транзитное» перемещение ядерных материалов серьезными преступными группировками через территорию Украины осуществляется преимущественно «с востока — на запад». Установить же личности покупателей сотрудникам СБУ часто мешает… собственный гуманизм. Ведь опять же, в отличие от ситуации с наркотиками, проследить весь путь контрабандных радиоактивных веществ, допустим, методом контролируемой поставки, сложно в силу ежесекундно причиняемого незаконным грузом вреда всем, кто окажется поблизости. Если контрразведчики получают информацию о том, что в чьих-либо руках находится опасное вещество, первейшая задача — изъять его и обезопасить здоровье и жизнь людей. Своя специфика есть и в этом. Убедившись на практике, что чаще всего речь идет о чистой воды надувательстве, а радиоактивный груз попадается не так уж часто, получив соответствующую информацию, оперативники стремятся сразу же определить, о чем же идет речь на этот раз. На этапе доследственной проверки информации это можно сделать только с помощью специальной аппаратуры и, как правило, на определенном расстоянии от «объекта». От правильного определения уже на первом этапе физических характеристик материалов во многом зависят и последующие действия по их изъятию из незаконного оборота, и степень юридической ответственности нарушителей закона. Был случай, когда помимо установления самого факта повышенного уровня радиоактивного излучения от конкретных предметов с помощью переносного спектрометра удалось определить и то, что они представляют собой именно ядерно-делящийся материал (смесь изотопов урана — 238 и 235).
Сами же курьеры предпочитают не распространяться о заказчиках и молча «сесть». Если речь идет не о любителях, плохо учивших физику в школе, а о действительно структурированной сети международной контрабанды ядерных веществ, где вращаются денежные средства, о порядковом уровне которых можно лишь предполагать, у них есть резон. Возможно, граждане, задержанные с радиоактивными материалами, будут активнее помогать следствию, когда в перспективе в Украине заработает весьма недешевая программа полноценной защиты свидетелей по западному образцу. Мафиозные структуры, прокачивающие через свои нелегальные каналы по всему миру оружие, наркотики, нелегальных мигрантов, на своей безопасности и сохранности своих тайн не экономят.
Сотрудники украинской спецслужбы имеют серьезные основания предполагать, что в некоторых случаях факты контрабанды ядерных веществ или подготовки к ней могут намеренно провоцироваться некоторыми иностранными спецслужбами стран, заинтересованных в возникновении некоего, пусть невнятного «украинского ядерного следа» за границей. Причина — конкуренция на рынках иных легальных товаров, внешнеполитические симпатии и антипатии.
Одним из характерных признаков таких мероприятий служит, как правило, широкое освещение подобных инцидентов в средствах массовой информации, опережающее официальное информирование правоохранительных органов нашей страны. Потому как при дотошном изучении оказывается, что сообщать-то было не о чем.
Некоторые эксперты полагают, что при этом преследуется конечная цель — установление жесткого международного контроля над ядерными и иными стратегическими объектами Украины, реализуется искушение свысока поучать, диктовать…
Действительно, несколько граждан Украины задерживались с радиоактивными материалами в Венгрии, Словакии, Болгарии. Например, в 1995 году на территории Словакии двое украинских граждан попались на контрабанде более 18 кг низкообогащенного урана-238, в том же году еще четверо пытались реализовать в Болгарии радиоактивные материалы. Не в последнюю очередь благодаря усилиям СБУ такие случаи не переросли в тенденцию и в последние годы случаются все реже. Каждый раз Служба безопасности Украины проводит тщательное расследование обстоятельств дела. Ведь даже отдельный факт может быть использован для обвинения Украины в неэффективности национальной системы экспортного контроля, нарушении режимов нераспространения оружия массового уничтожения. Службой безопасности Украины налажено сотрудничество со спецслужбами ряда стран по активному противодействию незаконному обороту специальных ядерных и радиоактивных материалов, которое приносит положительные результаты. Мир обеспокоен и хочет себя защитить. Применение японской организацией «АУМ синрике» в токийском метро боевого отравляющего вещества открыло счет использования оружия массового поражения при совершении террористических актов. Кстати. Специалисты, изучающие комплекс этих проблем, все уверенней прогнозируют грядущий всплеск терроризма и тут, как говорится, возможны варианты…
В основном же все сенсации на эту тему связаны с очередными изъятиями правоохранительными органами радиоактивных веществ, не пригодных для создания смертоносного оружия, но вполне способных надолго отправить людей, побывавших в контакте с ними, на больничную койку. По статистике источники ионизирующего излучения на основе неделящихся радиоактивных изотопов, которые широко применяются в различных сферах промышленности, науки и медицины, похищаются злоумышленниками в среднем около пяти раз в год. Были случаи, когда исчезали лишь свинцовые контейнеры, в которых хранились или транспортировались изотопы, — похитители планировали сдать их на пункты приема цветного металла.
Вообще же вся эта группа правонарушений потрясающе иллюстрирует элементарную безграмотность широких слоев населения (и это несмотря на пресловутую радиофобию украинцев!) и вопиющее головотяпство должностных лиц. Неоднократно в последнее время выявлялись случаи экспорта радиоактивного лома, выловленного оскорбленными в своих лучших экологических традициях европейцами в потоке черного и цветных металлов, вывозимых из Украины. Вот вам и «ядерная контрабанда». Нервные возвраты загрязненных грузов поступали в Украину из Прибалтики, Италии. Недавно сами выловили в Николаеве уже подготовленную к отправке за рубеж партию.
…На одном из заводов была украдена капсула с цезием-137, являвшаяся деталью контрольно- измерительной аппаратуры. Как оказалось, несколько работников предприятия выкрутили стальную капсулу из оборудования, закрепили ее в тиски в мастерской и пытались распилить, надеясь обнаружить внутри драгметалл. Произошла разгерметизация капсулы. Разочарованные злоумышленники смели непонятный порошок со стола, а обломки детали выбросили в пожарный резервуар, заполненный водой. В результате бассейн, мастерская, прилежащие заводские помещения были загрязнены. Всю эту территорию пришлось позднее забетонировать. Разные дозы облучения получили тогда одиннадцать человек, хорошо до диагноза «лучевая болезнь» дело не дошло. В Донецкой области были задержаны два гражданина, которые пытались продать за границу 16 граммов природного урана, считая этот материал обогащенным ураном-235. Вместо этого они предстали перед судом.
…Опять же все упирается в недостаток средств, сетуют оперативники. Официальную радиологическую экспертизу, результаты которой приемлемы для предъявления судебным инстанциям, может производить лишь столичный Институт ядерных исследований. «Ядерную контрабанду», напротив, в большинстве случаев изымают на границах. И, будьте добры, везите теперь опасные «вещдоки» в Киев. Конечно, если злоумышленники позаботились определить источники радиации в надежный контейнер, это во многом облегчает задачу контрразведчиков. А если бы они еще и оплатили лабораторные исследования… Но в жизни все обстоит прозаичнее. Компенсировать оперативные расходы за счет продажи предметов контрабанды не представляется возможным, так как это — вещи совершенно в плане сбыта бесперспективные.
Усилия доморощенных «ядерщиков» напрасны и чреваты для них одними неприятностями. Разве что кого-нибудь «пошьют в дурни». Ведь даже гипотетического покупателя на их «товар» нет.
Покупатель же находится на вещи посерьезнее, чем «радиоактивные яблочки для тещи». Два кусочка непонятно чего, небрежно завернутые в бумагу, лежали в карманах брюк покидавших гостеприимную Украину респектабельных господ из Германии. Оказалось — гафний. Его вывоз за пределы страны возможен лишь при наличии разрешения Госслужбы экспортного контроля Украины. Дело было на Рава-Русской таможне в декабре прошлого года. Образцы везли для демонстрации возможному закупщику. Не исключено, что одновременно отрабатывался будущий канал контрабанды. Возможно, намечалась солидная сделка. И уж точно получился бы солидный скандал, попадись «кусочки» таможенникам любой другой страны. Господам теперь запрещен въезд в Украину на пять лет. Об Украине никто плохо не подумал…