UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ ПОД НАЗВАНИЕМ «АРБИТРАЖ»

Это сравнение мне пришло в голову, когда на пленуме Высшего арбитражного суда его председатель Дм...

Автор: Александр Гуревич

Это сравнение мне пришло в голову, когда на пленуме Высшего арбитражного суда его председатель Дмитрий Притыка сообщил о том, что зарплата судьям не выплачивалась с ноября прошлого года, что многие местные суды задолжали за жилплощадь и коммунальные услуги, что не на что купить канцтовары и оплатить телефонные переговоры, что давно неремонтированные помещения прибирают сами арбитры. Подобное совмещение профессий, наверняка, сохранится и в текущем году, поскольку объем средств, выделенных в бюджете-98 на содержание арбитражных судов (АС), составит лишь половину минимальной потребности. Думаю, не ошибусь, если предположу, что точно такая же ситуация сложилась во всей судебной системе Украины. Возникает вопрос: о какой независимой судебной власти независимой Украины может в принципе идти речь?

Этим риторическим вопросом, по большому счету, можно было бы и завершить отчет об очередном пленуме ВАС. Дело, однако же, в том, что «высший пилотаж» имеет место не только в сфере третьей власти, но и четвертой. А потому, несмотря на полный абсурд функционирования в описанных выше условиях, арбитры судят, а журналисты пишут. Так что читателю придется сделать вид, что все к лучшему в этом лучшем из миров.

В нашем конкретном случае это означает, что рост в 1997 году числа заявлений в АС на 26 % демонстрирует активизацию деятельности всей системы арбитражного судопроизводства, что нашло также свое отражение в присвоении четырем арбитрам звания «Заслуженный юрист Украины» (всего это звание носят свыше 20 хозяйственных судей). Кое-кто видит, правда, в этом и симптом криминализации хозяйственной практики. Не случайно ведь в апреле минувшего года родилось общенациональное движение «чистые руки», а позже и минюстовская «Концепция борьбы с коррупцией в Украине на 1998-2005 годы».

Я вспомнил последний документ оттого, что в качестве предпосылок расцвета правонарушений в Украине там фигурируют, в частности: а) массовая смена правовых норм и ослабление контроля за их исполнением; б) формирование постоянно воспроизводимой системы криминализации экономических отношений из-за непродуманной денежной и налоговой политики, ведущей к тенизации, бартеризации и невозможности цивилизованного предпринимательства. Судя по всему, именно эти факторы, а не рост промышленного производства в ряде отраслей и регионов страны, как это полагает председатель ВАС, во многом обусловили взрыв числа споров между субъектами хозяйствования. Ведь пресловутый платежный кризис дает ныне 60 % всех имущественных исков (ежегодный рост количества таких дел составлял в 1996-97 годах 35-40 %). Но если споры между частными лицами обошлись ответчикам в 2,2 млрд. грн., то в госбюджет благодаря АС вернулось лишь около 300 млн. Любопытное соотношение, не правда ли?

Правда, по сведениям, обнародованным г-ном Притыкой, лишь 6,9 % решений судов минувшего года обжаловались заявителями и опротестовывались органами прокуратуры (против 7,4 % в 1996 году), а число измененных или отмененных решений вообще не поднималось выше 2% за последние два года. Но пардон за сакраментальный вопрос: а судьи кто? И дело здесь не столько в отсутствии их периодической аттестации, на что сетовал наш «первый арбитр», сколько в том, что государство, а точнее, две первые ветви власти оставили третью ветвь с глазу на глаз с криминальным миром. Или «первачи» наши надеются, что отеческая забота спецподразделений МВД о защите физического здоровья судей компенсирует их денежное нездоровье в результате «стабилизационных усилий» финансово-экономических рулевых отечественного и зарубежного происхождения?

На этом не слишком вдохновляющем фоне бальзамом на безденежные раны пролились слова Дмитрия Никитича о весьма и весьма плодотворном сотрудничестве ВАС с Агентством по предупреждению банкротств, Государственной налоговой администрацией, МВД и Генпрокуратурой. По первому пункту мы более или менее подробно писали в «ЗН» от 17 января с.г. Напомним, что нас тогда несколько смутило прошлогоднее сочетание каждого второго убыточного предприятия (а это как-никак несколько сот тысяч хозсубъектов) и всего нескольких тысяч рассмотренных дел о банкротстве. Да, конечно, нынешний закон «О банкротстве» далек от совершенства. Особые хлопоты доставляет статья 8, требующая своевременной публикации объявления о предстояшей панихиде в официальном печатном органе. Осталась одна надежда на правительство и парламент: только они способны обязать свои печатные органы публиковать подписанные налоговиками «некрологи» бесплатно.

Правда, тут имеется серьезная опасность того, что «Голос Украины» и «Урядовий кур'єр» вместо того, чтобы держать в курсе мировую общественность относительно всех перипетий двоеборья НДП-«Громада», превратятся в сплошные банкрот-листы. Ведь даже при платных объявлениях Полтавская налоговая администрация сделала заявку на банкротство некоего общества с ограниченной ответственностью, задолжавшего казне 57 грн. 20 коп., а «веселые ребята» из Луганской ГНА довели цифру критического долга до одной гривни (!).

Своевременно сообразив, что делу - время, а потехе - час, центральный офис ГНА сотворил очередное главное управление, присвоив ему на сей раз шифр «по апелляциям». То есть замордованным налоговой инспекцией хозсубъектам дается счастливая возможность попытаться защитить свои попранные права без возбуждения судебного дела и оплаты услуг арбитров в виде солидной госпошлины. Между прочим, совсем не обязательно затевать «банкротное дело» и согласно декрету Кабмина «О взимании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей». Им допускается погашение задолженности за счет обычной реализации имущества дебитора, если, понятное дело, его ликвидная стоимость покрывает искомый долг.

В больших активистах по части возбуждения хозяйственных дел ходили в минувшем году и органы прокуратуры. Всего их (дел) набралось без пяти минут 25 тысяч, что на четверть превысило достижение 1996 года. Половина из них оказалась достойной судебного разбирательства, а положительных решений стало на 60 % больше, чем год назад. Однако несколько сот заявок пришлось все же отклонить по причине дефицита правонарушений. Еще 1342 дела были возбуждены по требованию органов МВД. Практически все они были связаны с неуплатой денег за охранные услуги и в 97 % случаев получили положительное заключение дружественных арбитров. Дружба сия проявила себя и в том, что целый ряд уголовных дел возбужден был в свою очередь по инициативе арбитражных судов.

Что касается бурной деятельности КРУ, то их друзья из АС постоянно разбирались с превышениями полномочий ревизоров по штрафным санкциям. Зато в деяниях Гостаможни то и дело встречались казусы, связанные с изрядной противоречивостью нормативных актов. Это подлинно братское сотрудничество было бы, видимо, еще теснее при едином толковании термина «защита интересов государства», перенесенного летом прошлого года из новой Конституции в арбитражно-процессуальный кодекс. Так что едва Конституционный суд примет решение по этому поводу, грядет такая защита государственных интересов, что покраснеет не только будущая Верховная Рада, но и Верховный суд, а может, даже и Высший…

В ожидании этой счастливой минуты все вышеперечисленные органы энергично проводят совместные семинары для взаимного обучения. На базе ВАС создан и весьма успешно функционирует научно-исследовательский и учебно-методический центр. К его работе привлекаются местные и зарубежные судьи, крупные специалисты в области права, экономики, финансов и т.д. Большую методическую и, разумеется, финансовую помощь оказывает в данном контексте американский консорциум «Верховенство права» и его глава Роберт Байер, часто принимавший личное участие в разного рода просветительских мероприятиях.

Не забывает ВАС и о зарубежных контактах иного рода, связанных с оплатой командировочных. Маршруты арбитражного сотрудничества охватывают в основном страны Северной Америки и Европы, но не гнушается арбитражный актив и Китайской Народной Республики, где, как известно, также очень страдают от пережитков командно-административных методов управления. Правда, даже миллиардный Китай не имеет такого богатого опыта массового обмана клиентов доверительными обществами и банками. Поэтому на вопрос члена пленума Василия Дурдинца (по совместительству - председателя Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины), как АС реагируют на обращение к ним потерпевших «доверителей», Д.Притыка вынужден был признать: суды пока не имеют наработанных методик взаимодействия сразу с несколькими тысячами истцов. Вот дело о банкротстве «Линоса» - одно удовольствие: всего каких-то 20 кредиторов!

Увы, и тут есть один неприятный нюанс. Речь о так до сих пор и не решенной проблеме исполнения судебных решений. Пакет же из соответствующих законопроектов, включая закон о соответствующей службе, продолжает пылиться на полках аппарата ВР. Так что судебная контора пишет, а злоумышленники пашут.