Каждую неделю во вторник вечером в прямом эфире программы «Промінь» Украинского радио ее ведущая говорила одни и те же, ставшие привычными, слова:
- Прошу вибачити за технічну якість зв'язку з нашим чернігівським кореспондентом.
Мы скромно помалкивали, зная о том, что никаких технических помех в телефонной связи с Киевом и в помине не было. Было другое: кто-то неподалеку от нас каждую неделю во вторник вечером набрасывал свои провода на провода государственные электрические и во всю ивановскую занимался сварочными работами. И так - в течение трех лет.
В конце концов все это надоело.
Позвонили в службу энергонадзора:
- Какой-то злодей набрасывает провода... (и так далее).
- Где он живет?
- Где-то поблизости.
- Когда узнаете точно - звоните.
И тут нас заело. У них воруют, а мы - ищите, занимайтесь частным сыском, за который по нынешним временам можно схлопотать весьма своеобразное вознаграждение.
Пошли к директору Черниговских центральных электрических сетей Александру Гудкову. Он был учтив и корректен (в отличие от «телефонной тетки» из энергонадзора). И после первых его слов нам стало понятно, насколько же мы технически безграмотны.
- Как вы себе представляете поиск злоумышленника?
А действительно, как? Мы и не подумали об этом, прежде чем сунуться к начальнику.
- Пост выставить? За окнами наблюдать - не моргнет ли свет? По соседям справляться, чтобы собаками травонули?
Тут нас еще больше заело: чего ради мы должны ломать себе голову, как ему ловить собственных жуликов? Начальник, надо отдать должное, был человеком тонким и наблюдательным, настроение наше уловил и тут же предложил:
- У нас есть классный специалист. Начальник РЭС (район электрических сетей) Л.Рудницкий. Вы с ним поговорите, посоветуйтесь, он вас просто так ни за что на свете не выпустит.
Л.Рудницкий был по-современному краток и немного (как всякий знающий себе цену) суров:
- Это вам будет стоить...
- Почему нам?
- А кому мешают вести прямые передачи с Украинским радио?
- Нам...
- Для того, чтобы сделать вам отдельную проводку, понадобится километр кабеля. Один метр из этого километра множим на... Это сейчас очень дорого. Плюс работа. Достать что-то не так просто, но можно подумать.
Когда мы закрывали за собой дверь, в кабинете Л.Рудницкого еще звучало нам вслед:
- Плюс...
Знакомый из городской прокуратуры откровенно и по-дружески (двадцать лет дружбы чего-то да стоят) сказал:
- Ни черта не сделаете. Наверняка участковый уполномоченный милиции с этим злодеем по чарке водки давит ежевечерне, как молитву на сон грядущий, - иначе бы тот не вел себя так нагло. Попробуем через налоговую. Пусть налогом прижмут. Это, видимо, какой-то местный бизнесмен автомобили старые варит.
Если уж сохранять тональность предельно доверительного разговора, то признаемся: и налоговая служба ни черта нам не помогла.
И все же нашелся один человек, который решил проблему. Без всякой проволочки. Владимир Легеза, ведущий инженер абонентной группы:
- Я его знаю и уже не раз обрезал ему провода. И не раз предупреждал.
Он бы и еще раз обрезал, и еще бы предупредил. Да только есть в этой истории и страничка грустная. Умер Владимир Иванович - неожиданно и скоропостижно.
А сварка продолжается. Теперь, правда, уже не по вторникам вечером, а по воскресным и праздничным дням, когда энергонадзор отдыхает. Иногда к электросварке присоединяется и электропила. Но мы тут уже ни при чем. Мы больше не сотрудничаем с программой «Промінь» Украинского радио. Мы перешли работать в газету «Зеркало недели».
Вместо послесловия.
Заместитель начальника службы коммерческо-сбытовой деятельности «Черниговоблэнерго» Петр Ярош сказал, что точной цифры отключенных за неуплату электроэнергии у него под рукой нет. Но если мы напишем, что это в пределах 4-7 тысяч по Черниговской области, то не ошибемся. От себя выскажем предположение, что среди этих тысяч - множество нищих, обездоленных, не получающих зарплату или пенсию людей. До них руки «Черниговоблэнерго» дошли моментально. Нам часто приходится их видеть: полуголодных, в полупустых, где все уже продано, квартирах без газа, воды, а теперь уже и света...