UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСЫПЛЕМ ПО ПЕРВОЕ ЧИСЛО

Так уж повелось с советских времён, что все новые законы у нас принимают с первого числа, не исключение даже первое апреля и первое мая...

Так уж повелось с советских времён, что все новые законы у нас принимают с первого числа, не исключение даже первое апреля и первое мая. Поэтому народ у нас с волнением ожидает традиционный день зарплаты и нововведений. Первое января - начало года, и этот день наши законодатели, не отрываясь от народа, любят особенно по-праздничному. Поэтому сюрприз под ёлочку для «украинских литовцев» был воспринят как должное даже последними. С нового года введены новые Правила учёта и регистрации транспортных средств в Украине. Вне закона, а вернее к нему лицом к лицу оказались машины, купленные в других странах по генеральным доверенностям.

Почему этот закон называют литовским, ведь в нём ни словом не сказано о маленькой прибалтийской стране? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно приглядеться к географии госномеров в городах, особенно в столице. Судя по ним, в каждой тридцатой машине должен сидеть белокурый горячий литовский парень, а не чернявый гуцул, почему же наши облюбовали машинки из когда-то дружественной прибалтийской республики? Всё слишком просто. Литва своего автомобильного производства не имеет. Рассуждая цивилизованно, по-европейски и логически, в Литве не принимали хорошо известного украинцам закона, неоправданно поднимающего цены на растамаживание. Вот и получилось, что в Прибалтике машины в основном все западные, а главное - очень дешёвые. Забывая о том, что скупой платит дважды, наши граждане рванули к холодным берегам Балтийского моря за разумными ценами. Теперь настала пора расплаты, а точнее - доплаты.

Нельзя сказать, что закон новый. Он всегда существовал, просто на явные прегрешения смотрели сквозь пальцы. Теперь же вопрос ставится ребром. Ввезенный по «генералке» автомобиль должен быть таможенно оформлен, и таможня может дать «добро» сроком на один год. По иностранной генеральной доверенности машины могут ввозиться гражданами Украины не более чем одна в год и оформляться на одного человека не чаще, чем раз в три года. Ещё жестче ставится вопрос о регистрации. После таможни машина должна быть в десятидневный срок зарегистрирована в ГАИ на временном учёте. Новшеством является то, что иностранные госномера и техпаспорта изымаются и выдаются отечественные.

Нельзя сказать, что при этом перекрываются все лазейки. Особые преверженцы литовских машин смогут оформить машину на себя, потом на жену, на тёщу, на троюродную племянницу внучатого шурина и через три года опять на себя. Но представляете, какая это регулярная головная боль. Можно, конечно, поехать в Литву и всё переоформить. Но где искать бывшего хозяина? Может, он не вспомнит, кто вы такой, может, давно переехал, да и визы, переезды стоят нынче немалых денег. Не легче и тем, кто имеет тесные партнерские контакты в Литве. Наше постановление вышло в унисон с литовским. Местным нотариусам отныне запрещено выдавать доверенность сроком более чем на несколько дней. Правда, можно оформить договор аренды, но его уже необходимо регистрировать в тамошней дорожной полиции. Так что не всё потеряно, но теперь осуществить это стало необычайно сложно.

Литовский новый закон особой привязки к Украине не имеет, так же, как и формально наш к Литве. Но поразительное совпадение очевидно. В Литве обеспокоены жутким ростом краж автотранспорта. Только в 1996 году в этой маленькой даже по европейским меркам стране угнали 30 тысяч машин. Большая часть из них уходит в СНГ, в том числе и в Украину. Как видно, прозрачные законы, низкие цены притянули к Вильнюсу не только честных ценителей дешёвых машин, но и с их потребностями и массу аферистов. Против последних и направлены законы и в Литве, и в Украине. Так что однозначно называть ущемлением прав новый закон нельзя. Цель его ясна и благородна. Но как всегда больше всего страдают честные.

Кстати, в соседней с Литвой Латвии пошли несколько другим путём. Где-то год назад разгул угонов дошёл до своего пика. Угнали даже шикарный «Мерседес» у одного из министров силовых структур. Это и стало последней каплей. Латвийским сеймом был одобрен закон, рассматривающий угон машины как тяжкое преступление, предельная планка поднялась за это действие до 15 лет лишения свободы. И что вы думаете: за следующие месяцы количество угонов в республике упало в 6 (!) раз. Нечто подобное сейчас в срочном порядке приняли в Узбекистане. Результат аналогичный.

В сравнении с этим в Украине пока «да здравствует самый гуманный суд в мире», но всё же «литовским украинцам» необходимо всерьёз посуетиться, ибо придется платить немалый штраф, а любимая железная «прибалтийка» может оказаться в нехорошем антураже на штрафплощадке.

Интересно, что новое постановление, ещё до введения его в действие, уже изменило соотношение сил на украинских авторынках. Машины с литовскими номерами, как неблагонадёжные, резко подешевели. Порой за приличные машины просят смешные деньги, в надежде вернуть хоть часть затраченного когда-то без головной боли. Однако покупать их особо никто не торопится. При таком раскладе и учитывая огромное количество таких машин, можно предположить, что найдутся те, кто может обходить закон, и начнётся спекуляция подобным товаром. Правда, это уже будет явно криминально, но как говорил незабвенный потомок янычаров и сын турецкоподданного: «Если в стране бродят какие-то денежные знаки, значит, у кого-то их должно быть очень много».

А в целом, немалую часть украинских водителей уже достойно поздравили с Новым годом. С новым счастьем, с новым законом. Не расслабляйтесь!