UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСЕ ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА, ВСЕ ДЛЯ БЛАГА ЧЕЛОВЕКА

А какого - знаете? Несмотря на все предостережения и угрозы, оказалось, что газовая труба, проходящая через Украину неистощима...

Автор: Евгений Колесник

А какого - знаете?

Несмотря на все предостережения и угрозы, оказалось, что газовая труба, проходящая через Украину неистощима. Как, впрочем, и тема о ее содержании. Постоянные читатели «ЗН» помнят, что газовой тематике наша газета всегда уделяла серьезное внимание, ибо, как известно, энергоносители - это кровь производства. В последнее время на зов трубы, разумеется, газовой, откликнулись и другие издания. После публикаций в газетах «Регион» и «Бизнес» в Верховной Раде начала создаваться группа по расследованию проблем, сопряженных с происходящим на газовом рынке Украины.

Итак, дополним уже известную нам многосерийную картину о рынке газа несколькими деталями. Дополним, чтобы быть последовательными. Возможно, читатели «Зеркала недели» вспомнят публикацию «На златой трубе сидели...» и последующие из этой серии. Все они опубликованы в период очередного передела газового рынка. Накануне такого явления участники этого процесса находятся и сейчас. И решение об очередном перекраивании газовой карты Украины может быть принято очень быстро. Вероятно, уже даже наверняка было принято. Трейдерские компании ожидали очередного приговора еще в понедельник, но вдруг торги возобновились...

Традиционно оптовым импортерам газа вручается приговор, подписанный председателем Госнефтегазпрома. Прежде это делалось за подписью Евгения Довжка, которого хоть и распекали в правительстве каленым железом, но до пенсионного минимума выслужили. На днях приговор подпишут рукой Богдана Бабия, которого «уговорили» сменить Евгения Довжка. Но суть механизма передела рынка, вероятно, не изменяется: сначала в доме правительства идет торг, зачастую напоминающий «русскую рулетку» для большинства участников рынка газа. «Национальная поправка» в данном случае состоит в том, что «пуля» никогда не достается «Единым энергетическим системам Украины», о чем журналисты писали неоднократно и в частности в последнем выпуске еженедельника «Бизнес».

Можно в чем-то и не согласиться с мнением автора, но в принципе он ненамного ошибся: экономическое и конкретное энергетическое поле - чтобы было где разгуляться - расчищается для ЕЭСУ. И в этом трудоемком процессе «отчуждения интересов» (и не только интересов конкурирующих с ЕЭСУ компаний) корпорация ЕЭСУ объективно оказывается, по мнению многих участников рынка, значительно в лучших условиях, чем остальные. Так или иначе, но что касается контрактов с промышленными потребителями газа, корпорации ЕЭСУ повезло (смотрите «национальную поправку»). Регион ей достался «хлебный» - не деньгами, так продукцией, что сторицей оплачивает хлопоты ЕЭСУ, которая весьма успешно организовывает менеджмент на всех ей вверенных предприятиях и маркетинг на рынках вообще.

Не наше вообще-то дело интересоваться, для кого успешно ЕЭСУ это проводит. По логике, для себя, своих партнеров. Ну а коль вместо партнеров оказались вассалы... Продукция предприятий Донецкой, Днепропетровской областей получается чуть ли не вся из давальческого сырья, т.е. принадлежит тому, кто сырье это поставил. А если еще поставщик - в данном случае ЕЭСУ - знает рынки и не имеет проблем с разрешением на сбыт продукции, как, например, зерна и металла, то вот вам самая что ни на есть естественная промышленно-финансовая компания в масштабах региональной монополии. На предприятиях заняты люди - и это уже хорошо. Ну а то, что прибыли с давальческого сырья нет, так кто же им поможет. Раз правительство и Госнефтегазпром своими постановлениями и указаниями санкционировали деятельность «региональных монополистов», то пенять получается не на кого.

Гарантии правительства: баш на дашь!

Если ЕЭСУ такой умелый менеджер, то следует ожидать, что и с зарубежным партнером (который ей пока еще доводится не вассалом) корпорация построила свои деловые взаимоотношения успешно. Между тем, этот самый партнер и продавец газа - российский «Газпром» - нельзя сказать, чтоб уж очень был доволен. За полугодие ЕЭСУ оплатило «Газпрому» товарами около 36% стоимости поставленного в ее адрес российского газа. Где-то что-то там не сладилось с платежами, вернее, зачетами. Газпром негодовал. Снова требовал каких-то там гарантий от украинского правительства, и оно в очередной раз обещало. Так и не ясно до сих пор, в чем именно они будут состоять: единственное упоминание о них в письме первого вице-премьера В.Дурдинца к руководителям «Газпрома». Но даже после зачетов поставленных в Россию товаров уже в августе корпорация ЕЭСУ оставалась ведущим должником. Во всяком случае, так считают в российском «Газпроме».

Словом, к сентябрю по корпорации ЕЭСУ в газовом бизнесе надо было заготовить еще какие-то обещания на тему «взаимовыгодного развития сотрудничества энергетических комплексов России и Украины». Где уж тут вспомнить, что корпорация ЕЭСУ хоть и внесла в свое имя название страны, но юридически все-таки не есть еще вся Украина и весь ее энергетический комплекс. Впрочем, и это детали. Если уж дали ей какие-то правительственные гарантии, то что уж там мелочиться.

В качестве нелирического отступления остается напомнить, что когда начались разборки с корпорацией «Республика», Генеральная прокуратура, Верховная Рада и сам Президент страны на будущее запретили правительству «разбрасываться» гарантиями. Мало того, что это грозит убытками государству и собственно правительство должно заботиться больше о пополнении бюджета, чем ввергать его в незапланированные расходы, так еще с чего бы вдруг государству - в лице правительства - нести обязательства по долгам негосударственных трейдеров?

Далее, продолжая разговор о межправительственных отношениях в стиле «баш на даш», напомним: буквально за пару дней до второго тура президентских выборов в России нефтяное лобби россиян предложило своему премьеру Виктору Черномырдину свою поддержку в обмен, кроме прочего, на «даешь Лисичанский НПЗ». Этот нефтеперерабатывающий завод Украины с 1995 года ведет переговорную тяжбу с украинским правительством и претендентами на контрольный пакет акций теперь уже акционированного общества «ЛИНОС». Пару лет назад уже как-то договорились было создать «ТНК РУНО» (Транснациональную корпорацию «Российско-украинское нефтяное общество»). Но, во-первых, с приватизацией завода все оказалось непросто, а во-вторых, россияне решили пока нефть поставлять как давальческую или на условиях временного вывоза.

В итоге появилось два «РУНО»: у россиян, как об этом написал господин Черномырдин, - «Русско-украинское», а в Украине - «Российско-украинское». В первом - нефтяные компании, большей частью трейдеры. Во втором - трейдеры и нефтеперерабатывающий завод. «РУНО»-1 поставляет (и все меньше) нефть как давальческую или на условиях возврата сырья. «РУНО»-2 принимает нефть, перерабатывает, возвращает первому, так что завод при этом остается подрядчиком, долги которого по старым кредитам растут.

Между тем, оборотных средств у завода не прибавляется. И вот россияне попросили Виктора Черномырдина замолвить словечко. Российский премьер предложил премьеру украинскому: отдайте 45% акций «ЛИНОСа» русско-украинскому «РУНО», но по минимальной стоимости, а в обмен россияне будут нефть поставлять семь лет. Поставлять обещают регулярно, как и обещают подсобить рассчитаться с долгами.

Действительно, помощь заводу очень нужна. Кредиторы требуют возврата денег. Кредиторы - итальянцы и немцы. Вместе с тем предлагают программу финансовой реабилитации «ЛИНОСа». Но принять эту программу украинское правительство пока не решается. Однако выразило готовность поговорить на эту тему с иностранными кредиторами.

Россиянам такие переговоры на предмет «ЛИНОСа» не нравятся. Они в свою очередь грозятся прекратить полностью поставки нефти, если им не продадут 45% акций по цене 2,5 млн. долларов. Но таких цен нет. Сегодня имущество «ЛИНОСа» оценивается в 1 - 1,5 млрд. долларов. Тогда украинскому премьеру, вероятно, напомнили, что у корпорации ЕЭСУ и так много проблем с зачетами долгов, и когда он, украинский премьер, обращался к россиянам с просьбой посодействовать ЕЭСУ, они, россияне, пошли на определенные уступки, мол, товар ЕЭСУ тоже не стоит столько, сколько они хотят за него получить. После всего этого украинский премьер почти что выдал гарантии россиянам о продаже 45% акций завода.

Российская пресса об этом уже написала. Только в Украине, оказывается, судьба «ЛИНОСа» остается пока нерешенной. Вместе с тем политику выдачи обещаний сразу нескольким претендентам можно было бы назвать дальновидной, если бы не тот факт, что у россиян, которым премьером раздавались векселя в пользу ЕЭСУ, в конце концов лопнет терпение.

«Заспинные» переговоры

Однако уступок по поводу «ЛИНОСа», которые пока еще только обещания, российской стороне показалось мало. Впрочем, дело даже не в россиянах. Дело в том, что самой ЕЭСУ, несмотря на определенное содействие, выделенного ей пространства для житья в Украине тоже недостает, а так как с Газпромом разговаривать с позиции силы достаточно сложно, тем более имея такие долги, то ЕЭСУ предпринимает ход конем. Президент ЕЭСУ пишет любезное письмо в Туркменистан и предлагает туркменской стороне продавать свой газ без российского «Газпрома» и без корпорации Itera: мол, зачем вам лишние посредники.

Неизвестно, как бы поступил президент Туркменистана господин Ниязов, если бы не понимал, что российский Газпром такой вольности ему не простит. Более того, Рэм Вяхирев, прослышавший о сепаратных переговорах корпорации ЕЭСУ в Туркменистане, ну просто окончательно разозлился. Вы, наверное, помните, что реализацией туркменского газа занимается туркмено-российское общество «ТуркменРосгаз», в котором с российской стороны почти равноправным партнером выступает РАО «Газпром». 55% принадлежит Туркменистану, а оставшиеся 4% - корпорации Itera. Фактически, если Туркменистан принимает предложение ЕЭСУ работать без посредников, то РАО «Газпром» теряет свою долю в РАО «ТуркменРосгаз»... Российский Газпром возмущен тем, что предложение делает компания, которая и так больше всех ему задолжала. Однако ЕЭСУ это не смутило, тем более, что и украинский премьер-министр выразил желание посодействовать и обратился с просьбой к туркменской стороне заменить торговца туркменского газа. Однако это означает не только оставить «с носом» корпорацию Itera: Газпром расценил такие попытки как посягательство уже на его интересы, а такого он, понятное дело, терпеть не станет. Нет сомнений, что недовольство руководителей Газпрома, а следовательно, и Черномырдина, не может не отразиться на всем комплексе украино-российских отношений...

Параллельно с предпринятыми переговорами в Туркмении ЕЭСУ намеревалась усилить свои позиции в Украине. При этом использовался, например, способ точечного взрывания рентабельных предприятий из регионов корпорации Itera и других в пользу ЕЭСУ с тем, чтобы именно последняя получала максимальную возможность рассчитываться украинскими товарами и деньгами. Если учесть, что ровно настолько теряли возможность расчетов остальные компании, покупающие российский газ, и в значительной степени корпорация Itera, которая является монопольным оператором по реализации туркменского газа, то это был бы веский аргумент в кругах ЕЭСУ на переговорах в Туркменистане.

Однако Рэм Вяхирев, очевидно, пресек и будет пресекать подобные попытки посягательства на свои интересы. Во всяком случае, с Туркменистаном была проведена соответствующая работа, а в Украину пришло очередное предупреждение о том, что всякий там газовый передел не дает возможности покупателям российского газа нормально рассчитываться за поставки. Однако пока что это действия не возымело. Когда компании считали в августе, кто, куда и сколько поставил газа, в «Госнефтегазпром» поступило из Кабинета министров распоряжение о том, чтобы всю Донецкую область передать под покровительство ЕЭСУ. Таким образом, Itera потеряла один из самых платежеспособных регионов.

С акционерным обществом «Интергаз» расправились еще до этого: в мае вышло очередное распоряжение о переделе сфер влияния, после которого «Интергазу» оставалось надеяться только на чудо. В течение этой недели, говорят, «Интергазу» пообещали вернуть какие-то регионы, однако что за это от него потребуют, остается неясным, как, впрочем, неясной остается и позиция многих других трейдеров.

Если говорить о давлении на Itera, то применялся несколько иной способ. Если помните, в конце прошлого года в списке претендентов на право торговать газом в Украине значилась компания «Интерпайп». Эта компания еще в прошлом году вместе с ЕЭСУ составляла единую группу под названием «Содружество». Затем они разделились и уже при попытках получить квоту на газоторговлю участники газового рынка допускали, что как только будут получены квоты, «Интерпайп» и ЕЭСУ снова объединятся. Однако «Интерпайп» вообще теперь не значится среди прямых оптовых импортеров газа. Зато известно, что компания работала вместе с Itera. В этом не было бы ничего странного, если бы в связи с желанием ЕЭСУ и при посредничестве компании «Интерпайп» не срывались программы той же Itera. По сути «Интерпайп» является торговцем металлопродукции, и если он не выполняет своих обязательств перед Itera, соответственно, последняя оказывается необязательной перед Туркменистаном.

Чтобы совсем уж Itera было неуютно в Украине, к ней применялся еще один способ. В начале года у нее взяли газ для производства минеральных удобрений. Осенью обещали вернуть по стоимости зерна. Однако, когда пришло время отправлять зерно, из правительства поступило распоряжение: зерно для Itera не отгружать. Действительно, в Украине в этом году неурожай, но в таком случае возникает логичный вопрос: почему корпорация «Единые энергетические системы» имеет право вывозить зерно из Украины, а корпорации Itera, которая поставляет зерно Туркменистану не только как трейдер, но и как исполнитель межгосударственной договоренности, - не имеет ни зерна, ни права?

В принципе, это может оказаться хоть и грубым, но очень эффективным способом выдворения конкурентов из рынка. Однако после всего этого останется очень много вопросов, очень много долгов, а если учесть, что ЕЭСУ уже и сейчас имеет их предостаточно, то к концу года может вполне оказаться, что правительству, выдавшему гарантии по ее платежам, придется рассчитываться по ее долгам.

Чтобы укрепить позиции ЕЭСУ, на днях принято решение разрешить этой корпорации наряду с пока еще государственными компаниями, такими, как «Укргаз», продавать электроэнергию. Если вы помните, мы рассказывали, что практически каждая компания, поставляющая газ, в том числе и для электростанций, в качестве оплаты получает то самое электричество. Однако с недавних пор право продавать электроэнергию в Украине можно получить, только пройдя через специальную комиссию. Как правило, такое право получают генерирующие компании, но уже сегодня исключение составляет трейдерская компания ЕЭСУ.

Не было бы ничего удивительного, если бы такое право получил еще как минимум хотя бы один негосударственный трейдер. В конце концов заявки на право торговать электроэнергией в Украине подавали практически все газовые трейдеры, но нюанс в том, что в Украине в настоящее время при всех энергетических проблемах существует избыток электроэнергии и получение лицензии на торговлю электроэнергией в этой ситуации просто означает возможность получить деньги за то, что все равно пропадет. И такую возможность, судя по всему, получит корпорация ЕЭСУ.

Вот такими трудами и заботами о газовом рынке занято украинское правительство и в частности господин премьер-министр. Между тем, его обещания о погашении задолженности по зарплатам, выплате пенсий и многое-многое другое так и остаются обещаниями, или другими словами - векселями внутреннего обращения. Однако к 100 дням пребывания на посту нового премьер-министра в правительственной же газете «Урядовий кур'єр» появляется панегирик, которых доселе не бывало. Оказывается, народу в Украине не нужно ни зарплаты, ни хлеба. Народ у нас страдает от отсутствия информации... о жизни и биографии господина премьера. Говорят, что страдает этой болезнью каждый третий, а в Киеве - так каждый второй...

Можете, господа болеющие, излечиться и внимательно изучить биографию премьер-министра. Жаль, что нет такого же простого рецепта от всех остальных болезней. Впрочем, совсем недолго осталось до очередного юбилея: в сентябре прошлого года нынешний премьер был назначен первым вице-премьером. Так что не исключено, что к годовщине его пребывания (если она паче чаяния состоится) теперь уже в перекрашенном в белый цвет правительственном доме нас ожидает еще какой-нибудь сюрприз. Кое-кто, ознакомившись с последними публикациями в «Урядовому кур'єрі», замечает, что это очень похоже на начало президентской кампании. Но это, пожалуй, оптимисты. Пессимисты поговаривают о том, что ближе ко вторнику Павел Лазаренко, неожиданно слегший в Феофанию, подаст заявление об отставке. Реалисты, не отметая первого и второго вариантов, просто советуют Павлу Ивановичу сохранить свой депутатский статус со всеми вытекающими из него льготами и исключениями...