Где бы мы ни жили, где бы ни работали или учились, никому из нас сегодня не обойтись без того, что официально именуется услугами связи. Отсылаем ли письмо или телеграмму, звоним по телефону - мы сталкиваемся именно с работой связи. Или отсутствием таковой... И если автор данного материала, как и все его сограждане, не раз сокрушался по поводу несовершенств в области, курируемой Минсвязи, то после ознакомления со статистикой, приведенной ниже, очень удивился - как вообще еще хоть что-то работает?
У меня замолчал телефон...
Только в 1995 году с украинских сетей связи похищено 743,6 километра кабеля на 78,8 млрд. крб., 130 тонн медного и биметаллического провода на 19,6 млрд. крб., около 7 тысяч люков колодцев телефонной канализации на 48,6 млрд. крб., украдено и повреждено около 10 тыс. столбов воздушных линий на сумму в 634 млрд. крб., разворовано и повреждено 272 необслуживаемых усилительных или регенерационных пункта... На местных линиях телефонной связи разворовано 5,8 тысячи километров кабелей и проводов, более 30 тысяч таксофонов, кабин и полукабин на 19,2 миллиарда карбованцев. Общий ущерб государству оценивается более чем в 1 триллион карбованцев.
Один из руководителей Минсвязи назвал все происходящее в отрасли «диверсией». Ей-Богу, напрашивается ассоциация с действиями на территории страны лихого партизанского соединения, размером не меньше армии Ковпака. Но на самом деле на линиях, в отделениях и других подразделениях связи орудует другая армия - армия ворья, обуздать которую не удается пока ни усилиями связистов, ни работой правоохранительных органов.
С толстой сумкой на ремне...
Тем представителем ведомства связи, с которым гражданин чаще всего сталкивается лично, является, пожалуй, почтальон. Особенно это относится к людям пенсионного возраста, ежемесячно получающим на дому свою скудную «порцию» гривен из рук Нины, Маши или Светланы.
Тот, кто думает, что их работа спокойна и безопасна, глубоко ошибается. В 1995 году и за шесть месяцев 1996-го совершено 12 ограблений почтальонов. В руки преступников попало более 770 миллионов карбованцев, которые, увы так и не дошли до дожидавшихся их с нетерпением дедушек и бабушек. Эксперты Министерства внутренних дел предлагают внести серьезные изменения в работу почтальонов. Начиная от ношения для самообороны хотя бы газовых баллончиков, хождения в форменной одежде и до более тесного взаимодействия с местной милицией в дни выдачи пенсий.
Впрочем, говоря о почтальонах-жертвах, неверно было бы умолчать и о других - тех, кто сам становится преступником. Способ (основной) известен давно и описан Гоголем. Правильно - «мертвые души»! МВД известны случаи, когда почтальоны исправно продолжали относить пенсию старикам, давно уже переселившимся в мир иной. Денежки попадали, естественно, не на тот свет... Так, почтальон отделения связи «Севастополь-2» С. ничтоже сумняшеся положила в карман 12 с лишним миллионов - пенсию с августа по ноябрь, начисленную покойной Г. И не покраснела.
Люди гибнут за металл...
Сегодня, когда металлы, особенно цветные, превратились в сверхходовой валютный товар, преступникам, хоть убей, не дают покоя сотни километров медных и биметаллических жил, протянувшихся в воздухе и под землей. Выше приведены точные цифры, сколько таких жил были безжалостно перерезаны и вытянуты. А вот и конкретные действующие лица.
В Николаеве задержан местный житель М. (кстати, бывший работник связи - знал, что и где брать), систематически занимавшийся воровством телефонного кабеля и продажей его, как лома меди. Только в квартире М. обнаружено 8 километров кабеля стоимостью почти в полмиллиарда карбованцев.
Лихо погулял в Цурюпинске, что на Херсонщине, некий бомж, за один день нарезавший телефонного кабеля на полтораста миллионов.
Волокут и опоры воздушных линий связи, и крышки канализационных люков, и прочее. Есть у «битвы за металл» и свои жертвы. В том же Николаеве, явно не страдая избытком образования, один из «старателей» полез на стройке добывать медь, не разглядев, что кабель-то силовой, да к тому же под напряжением. Финал, увы, закономерен...
А воры кто?
В 1995 году подразделениями Государственной службы по борьбе с преступлениями в сфере экономики только в системе Минсвязи разоблачено 111 преступлений, связанных с расхищением материальных ценностей и денежных средств, материалы которых переданы в суд.
Нельзя не отметить, что резко возросло количество не просто хищений, а хищений в крупных и особо крупных размерах. Если хищений вообще стало больше на 15%, то крупных и особо крупных - в 3 раза. Коль воровать, так уж миллион...
К уголовной ответственности привлечены 39 должностных и материально-ответственных лиц. Ущерб, нанесенный государству преступниками, составил 7,8 млрд. карбованцев, из которых в результате своевременных действий милиции возмещено 7,6 млрд.
Придумать что-либо принципиально новое (в любой области) сегодня практически невозможно. Вот и способы воровства в системе Минсвязи особой оригинальностью не блещут - в основном сводятся к фальсификации бухгалтерских документов с дальнейшим изъятием денег из оборота.
Именно на подобном и погорели в г.Волновахе Донецкой области директор местного почтамта вкупе с главным бухгалтером. По поддельным документам они перевели на почтамт 2,3 млрд. крб. для выплаты пенсий, деньги присвоили и запустили в оборот под проценты. Мало того, что погорели сами, - потянули за собой двух чиновников местного КРУ Минфина, которые за взятку в 200 миллионов покрывали их делишки.
В Ужгороде заведующая отделением связи местного главпочтамта «забывала» оприходовать квитанции за квартплату и коммунальные услуги и нажила на этом 1,5 миллиарда карбованцев. Ну и срок, надо думать.
Еще проще действовала оператор отделения связи «Севастополь-16» Т. - «получила» 63 перевода на сумму более чем 280 млн. крб. Странно одно: никого не удивило даже то, что все бланки переводов были заполнены одной рукой - и за оператора, и за получателя...
Не обошло стороной Минсвязи и самое обычное взяточничество. А как же - на одной только установке телефонов можно нажить не одно состояние! Вот начальник одного из узлов связи Киева, получив 300 долларов взятки от главного инженера ООО «Тринидат», установил ему телефоны вне очереди. Правда, попался...
Где согласие - там победа?
Где же выход? Абсолютно ясно, что положение надо либо срочным образом менять, либо готовиться к переходу на средства связи типа тамтамов или сигнальных костров (правда, и барабаны, и дрова наверняка тоже будут воровать).
Нельзя сказать, чтобы меры не принимались. Состояние дел в отрасли находится на постоянном контроле в главках таких милицейских ведомств, как уголовный розыск и служба по борьбе с преступностью в сфере экономики. Описанные выше проблемы рассматривались и на селекторном совещании МВД и Минсвязи с участием заместителей министров. Совместные планы по наведению порядка не остались только на бумаге: статистика свидетельствует, что суммы убытков пошли в 1996 году на спад. Однако...
По мнению специалистов из МВД, того же главного оперуполномоченного инспектора ГУУР МВД Украины полковника милиции Николая Рощина, даже приставив к каждому связисту по милиционеру (что невозможно в принципе), проблему не решить. Ее решение в одном - в отказе от принципа «все вокруг колхозное - все вокруг мое». Те же крышки канализационных колодцев да и кабель во многих случаях крадут не с улиц, а со складов, которые просто не охраняются. До тех пор, пока в сознание всех «материально ответственных» не войдет накрепко такое понятие, как «собственность», и они не научатся охранять ее и защищать, не дожидаясь вмешательства милиции, телефоны будут замолкать, а переводы - уходить в неизвестном направлении...