UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЗВРАЩЕНИЕ «АМЕРИКАНСКОГО ЗАТВОРНИКА»

Сегодня можно констатировать, что состоялся очередной «политический разогрев» дела бывшего премьера Павла Лазаренко...

Автор: Александр Юрчук

Сегодня можно констатировать, что состоялся очередной «политический разогрев» дела бывшего премьера Павла Лазаренко. Оно (дело) уже как минимум восемь месяцев периодически будоражит политический истеблишмент страны. В этот раз Павел Иванович направил на адрес руководства парламента письмо, в котором выразил готовность «ради установления истины в сфабрикованном политическом «деле Лазаренко» предстать перед честным, справедливым и объективным судом». В Украине. Правда, при одном условии: чтобы депутаты отменили один пункт в постановлении от 17 февраля 1999 года, а именно - о согласии парламентариев на арест лидера «Громады». Похоже, начинается очередной эпизод дела экс-премьера, который можно условно назвать «Возвращение на Родину».

Немного истории

В конце августа один из ближайших соратников Лазаренко, председатель парламентского комитета по вопросам депутатской этики и регламента Виктор Омелич встретился с «американским затворником», временно остановившимся в одном из пенитенциарных заведений Сан-Франциско. По словам Омелича, он не скрывал цели своего визита в Штаты и честно указал ее в выездных документах. Опять-таки, со слов председателя комитета ВР, известно, что Павел Иванович сам написал письмо руководству парламента, то есть такая идея возникла у него еще до визита Омелича в США. Документ был направлен с экспресс-почтой в Украину, чтобы исключить различного рода случайности, связанные с транспортировкой этого послания непосредственно членом «Громады».

Такова, собственно, достаточно нехитрая завязка очередного эпизода дела Лазаренко. Впервые о письме экс-премьера украинские средства массовой информации заговорили 10 сентября, а с начала текущей недели процесс, как говорится, пошел. Причем достаточно бурными темпами. 13 сентября спикер Александр Ткаченко заявил о том, что Верховная Рада рассмотрит эту проблему, а уже 15 сентября эпизод «возвращение на Родину» был включен в порядок работы 4-й сессии парламента. Предполагается, что он будет рассмотрен в сентябре-октябре. Точнее определить дату слушания не удалось. Очень оперативно на информацию о новом витке в деле Лазаренко прореагировали Президент Леонид Кучма и заместитель генерального прокурора Николай Обиход. Но об этом чуть позже. Пока же лишь отметим, что для предотвращения обвинений в предвзятом и тенденциозном рассмотрении проблемы возвращения Павла Ивановича в родные места анализ событий, связанных с этим делом, будем проводить в версионном режиме. Так, знаете ли, лучше.

Юридический аспект

Ключевую роль в вынесении решения по проблеме Лазаренко сегодня играет Верховная Рада. Именно она должна отменить свое решение о даче согласия на привлечение экс-премьера к уголовной ответственности и арест. Аргументация Павла Ивановича базируется на том, что упомянутое постановление было принято с нарушением норм Регламента работы ВР. Депутаты в одном постановлении дали согласие и на привлечение к уголовной ответственности, и на арест. А надо было, как утверждает Виктор Омелич, принимать два соответствующих постановления.

Опять-таки, в соответствии с регламентом, парламент не имеет права отменить свое решение на привлечение к уголовной ответственности. Об этом уже говорил и заместитель генерального прокурора Николай Обиход, пообещавший арестовать Лазаренко в любом случае, и сами народные избранники. Правда, есть нюансы, на которых, безусловно, попытаются сыграть сторонники возвращения Павла Ивановича. Дело в том, что нельзя отменить постановление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности. Однако нигде не сказано, что запрещается «скасовувати» решение об аресте. Вот в чем тонкость. Фактически «разводятся» два понятия - привлечение к ответственности и арест. Видимо, адвокаты Лазаренко докопались до этих юридических тонкостей и пытаются на них сыграть.

При этом некоторые депутаты, например бывший член «Громады» Юрий Кармазин считают, что парламент вправе менять любые свои решения в любое время. А экс-вице-спикер ВР Виктор Мусияка считает, что если удастся доказать факт принятия постановления парламента с нарушением норм Регламента, то его можно отменить и принять по-новому.

Таким образом, в связи с последними действиями Павла Ивановича:

а) возникла достаточно сложная и многозначная юридическая коллизия;

б) парламент продемонстрировал готовность рассмотреть этот вопрос.

Однако, как известно, особенности национальной юриспруденции состоят в том, что можно делать все при наличии некой «политической воли». Поэтому можно смело утверждать, что именно политический аспект проблемы станет доминирующим при рассмотрении в парламенте очередного эпизода в деле Павла Ивановича.

Кому это выгодно?

Именно так можно сформулировать ключевой вопрос, от ответа на который зависит дальнейшее развитие событий. Имеют право на существование следующие версии.

1. Предвыборный удар. По словам кандидата в президенты, народного депутата Александра Мороза, в Верховной Раде действительно существуют силы, заинтересованные в возвращении «американского затворника». Представьте себе следующую картину: октябрь, пик президентской избирательной кампании, все заклеено листовками кандидатов, и тут появляется Павел Иванович... Он начинает вспоминать. Практически все аналитики сходятся в том, что вспомнить ему есть что. И о газовых схемах, и о ближайших соратниках Леонида Даниловича, да и о самом Президенте, который, по словам спикера Александра Ткаченко, «сдал своего друга». «Кто назначал Лазаренко главой Днепропетровской госадминистрации? Президент. Кто настаивал на том, чтобы Павел Иванович был первым вице-премьером в правительстве Евгения Марчука? Кучма. И наконец, кто сделал Лазаренко премьером? Опять-таки Леонид Данилович», - подчеркнул он. Спикер также не исключил, что появление Лазаренко в Украине может усилить финансовые позиции некоторых кандидатов в президенты. Правда, такое заявление Ткаченко сделал 13 сентября. А потом его высказывания стали более осторожными, типа «парламент изучит этот вопрос и примет соответствующее решение».

На первый взгляд, косвенным подтверждением такой версии является реакция Президента и Генпрокуратуры, вернее, заместителя генерального прокурора Николая Обихода. Леонид Данилович с ходу обвинил руководство парламента чуть ли не в пособничестве Лазаренко, а Обиход удивительно оперативно сообщил о возбуждении нового уголовного дела в отношении Павла Ивановича. По его словам, экс-премьер брал взятки в особо крупных размерах и его арестуют в любом случае, независимо от решения ВР. Вроде бы представители исполнительной власти испугались возможности возвращения Лазаренко. Правда, в рамках следующей версии их «испуг» можно интерпретировать иным образом.

2. Дискредитация. Сегодня наибольшие политические дивиденды от письма Павла Ивановича получил, как ни странно, непосредственно Леонид Данилович. У него появилась прекрасная возможность проводить политическую линию, направленную на дискредитацию как ВР, так и кандидатов в президенты, сосредоточенных в парламентских стенах. И это признают, например, коммунисты. В частности, глава комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий Крючков не исключил, что позитивное голосование по экс-премьеру может бросить тень на левых. Кроме того, никто не может сегодня с уверенностью утверждать, какие именно показания станет давать Павел Иванович? А вдруг он станет рассказывать о том, как финансировал некоторых нынешних кандидатов в президенты?

Почему-то многие предполагают, что он обозлен на нынешний режим и желает с ним рассчитаться. Не с помощью твердой валюты, а путем «выплескивания» пережитого в открытом режиме. Переживаний у Лазаренко, конечно, хватает, те, кто видел его в Штатах, утверждают, что экс-премьер седой, как лунь, но... Например, Александр Мороз заявляет, что действия Павла Ивановича были скоординированы с Леонидом Даниловичем. «Неужели вы считаете, что экс-премьера выпустили бы из страны без существования предварительной договоренности на высшем уровне?» - задает он чисто риторический вопрос. Вырисовывается следующая схема: Павел Иванович искусственно «вводится» в игру на стороне Леонида Даниловича. В этом случае новое дело, открытое против него Генпрокуратурой, призвано усилить вариант дискредитации парламента. Дескать, посмотрите, какого «монстра» они собираются защищать!!!

Следует отметить, что слабыми местами всех указанных версий является сам Лазаренко. Он не такой человек, чтобы превращаться в марионетку. Чего-чего, а амбиций у него хватает... Поэтому целесообразно ввести еще одну версию активизации женевско-американско-украинского дела. Если немного сместить сроки рассмотрения письма Лазаренко, то получится довольно любопытная картина. После оглашения результатов президентских выборов возвращение Павла Ивановича становится достаточно мотивированным. Допустим, новый президент (не Кучма) решит поблагодарить Лазаренко за некую «моральную» помощь, оказанную им в свое время. Тогда Павел Иванович возвращается на «белом коне» и получает символическое наказание. Если же победит Кучма, то возвращение «американского изгнанника» может стать одним из поводов для инициирования пересмотра результатов кампании. Леонида Даниловича представят в, мягко говоря, невыгодном свете, и закономерно возникнет вопрос: как может такой человек оставаться президентом? Не исключено, что может быть разыгран и вариант «блудного сына». Павел Иванович возвращается, кается и продолжает заниматься бизнесом, а не политикой...

На самом деле, Павла Лазаренко к совершенному действию подтолкнули не политические и не экономические расклады, а исключительно забота о себе. Дело в том, что его сподвижник и партнер Петр Кириченко, также арестованный в Сан-Франциско, оказался в очень тяжелой ситуации - ни Кириченко, ни его адвокаты не рассчитывали на то, что американцы знают так много и возьмутся за дело так рьяно. Зная об этом, Павел Лазаренко имеет основания считать, что политическое убежище в США ему не светит. Скорее всего, его выдадут жаждущей реванша за провал дела Михася Швейцарии, а потом уже будет все равно - откуда попадать в Украину - из Женевы или из-за океана. Письмо Верховной Раде Павел Лазаренко написал в расчете на царящие во время предвыборной кампании антипрезидентские настроения в парламенте. Для Павла Ивановича это «угадайка» на мизере - если депутаты окажутся лояльны к нему, то он возьмет лишь пару «взяток», а если решение об отмене ареста не пройдет, то ему предстоит вытянуть весь «паровоз»...

Правда, все это лишь версии. Пока же можно с уверенностью констатировать, что:

а) принятие позитивного решения по возвращению Павла Ивановича маловероятно до президентских выборов. Слишком неопределенна и малопрогнозируема ситуация, связанная со вступлением в действие фактора «говорящего Лазаренко». В частности, левые не заинтересованы в появлении очередного повода для их дискредитации. Это ведь только до поры до времени лидера коммунистов Петра Симоненко не очень трогают, так как готовят к спаррингу во втором туре с Леонидом Даниловичем. Кстати, не случайно именно коммунисты голосовали против ратификации договора с США о взаимной помощи в криминальных делах. Возможно, они опасаются, что Павел Иванович может заговорить, так сказать, не в том ключе...

б) существует юридическая коллизия, на основе которой можно будет сыграть для пересмотра решения ВР. Однако в конечном итоге доминирующими мотивами в деле Лазаренко станут чисто политические соображения.