UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЙНА ОЛОВЯННЫХ БАНКИРОВ

Происшедшее на этой неделе выяснение отношений между двумя главными действующими лицами финансо...

Автор: Виталий Портников

Происшедшее на этой неделе выяснение отношений между двумя главными действующими лицами финансовой сцены России - председателем правления Центробанка Сергеем Дубининым и недавним первым заместителем министра финансов, а сейчас пока что президентом входящего в холдинг ОНЭКСИМбанка банка «Международная финансовая компания» (МФК) Андреем Вавиловым, как и выяснение отношений между Центробанком и Уникомбанком СМИ, уже успели окрестить «банковской войной». Если это и так, то это очень странная война. Напомню, что Сергей Дубинин обвинил Уникомбанк в присвоении бюджетных средств на сумму более 500 миллионов долларов, а Андрея Вавилова - в том, что он способствовал этому присвоению. Уникомбанк в ответ откликнулся заявлением, в котором в нелицеприятных выражениях отзывался о председателе Центробанка, а Вавилов на специально проведенной пресс-конференции отверг все обвинения и назвал подход Дубинина непрофессиональным.

Однако уже на следующий день Уникомбанк назвал собственный пресс-релиз, распространенный в СМИ, фальшивкой, направленной на дискредитацию банка и ухудшение его отношений с Центробанком. В новой версии пресс-релиза обороты и выражения не очень отличались от предложенных в «фальшивке», однако были убраны все места, касавшиеся Центробанка России и лично Сергея Дубинина. Между тем заместитель председателя Центробанка Сергей Алексашенко фактически отказался от обвинений, выдвинутых в адрес Вавилова его непосредственным начальником. В конце концов Уникомбанк и Центральный банк России выступили со специальным совместным (!) заявлением, в котором нарушения Уникомбанка сведены к желанию «сорвать проверку» Центробанка и к «нарушениям в учете» - ни о каких полмиллиардах долларов в совместном заявлении и речи не идет! Скандал явно пытаются спустить на тормозах, и уже одно это, по-моему, гораздо интереснее личности Андрея Вавилова и сути сделок, приведших (или не приведших) к исчезновению из федерального бюджета по-настоящему круглой суммы.

За происходящим чувствуется рука опытного кукловода, руководящего действиями игроков и подсказывающего им нужные слова и выражения. Так и видишь, как кукловод вначале советует Дубинину сделать грозное заявление, потом требует от Уникомбанка не задевать главного банкира страны в оскорбительной форме, затем предлагает решить дело миром, полюбовно, так как главный результат уже достигнут.

Кукловода этого можно было бы назвать по имени, если бы не одно «но» - кукловод в отпуске. Я имею в виду, разумеется, не Бориса Ельцина, который находится как раз в пределах досягаемости - уезжает из Шуйской Чупы, регулярно показывается по телевизору и такими мелочами, как банковская война, не занимается отродясь. Это дело его охранников, соратников, помощников, кого угодно, словом, но только не Ельцина. Я имею в виду Анатолия Чубайса, который проводит свой отпуск, передвигаясь на машине по дорогам Дании и Норвегии, на связь не выходит и в политической жизни России отсутствует. Единственное издание, посвятившее в эти дни свои страницы Чубайсу (а не его влиянию), - это датская бульварная газета ЕВ, опубликовавшая фотографии отдыхающего Чубайса с женой. Интервью датчанам Чубайс давать отказался.

Но именно то, как первый вице-премьер проводит свой отпуск, наталкивает на подозрение, что Чубайс является главным действующим лицом этой ситуации. Ему достаточно было забрать с собой нижний кубик, а вся пирамида посыпалась на головы банкиров уже тогда, когда Анатолий Борисович безмятежно потягивал датское пиво в скандинавской провинции, столь милой его петербургскому сердцу. Трудно не заметить, что происходящее отнюдь не косвенно бьет по интересам самой могущественной сегодня финансовой группировки «ОНЭКСИМбанк» - МФК. На первый взгляд: зачем это Чубайсу? Ведь глава ОНЭКСИМа, недавний первый вице-премьер Владимир Потанин, - человек Чубайса и при формировании правительства Чубайс сражался за его сохранение в кабинете настолько рьяно, что Черномырдину пришлось пригрозить своей отставкой. На первый взгляд, именно Черномырдин, давно враждующий с Потаниным, должен был бы воспользоваться отсутствием потанинского друга Чубайса, чтобы нанести мощный удар по группировке, вступившей в открытую конфронтацию с детищем премьера Газпромом и открыто теснящем его на различных рынках, в том числе и на вожделенном рынке СМИ. Однако секрет как раз и состоит в том, что в данном случае интересы Черномырдина и Чубайса, как государственных чиновников, совпадают. Оба они не хотят чрезмерного усиления какой-либо группировки, не хотят, чтобы банкиры, нефтяники или газовики диктовали им свои условия. Руками Немцова «опускали» воспаривший над властью Газпром, и Черномырдин практически ничего не сделал, чтобы защитить дитятю от нехорошего Бориса Ефимыча - а мог бы! Теперь одно за другим следуют предупреждения ОНЭКСИМу - Андрея Вавилова, который из протеже Черномырдина решил стать протеже Потанина, не избирают в совет директоров Газпрома, затем следует заявление Дубинина, новый скандал вокруг Вавилова, следствие, проводимое Генеральной прокуратурой по письму Черномырдина - и все это накануне столь важных для ОНЭКСИМа аукционов по выкупу госпакета акций РАО «Норильский никель» и продаже акций АО «Связьинвест». И, возможно, это не последнее предупреждение потанинцам: не случайно остроумные журналисты газеты «Известия», перекупленной ОНЭКСИМом у Лукойла внесли в список кандидатур для избрания главным редактором газеты имя Анатолия Чубайса.

Вопрос, зачем нужно Чубайсу топить своих, неуместен. Он никого не топит, а только сдерживает. Банкиры, поддержавшие Ельцина на выборах президента России и предложившие ему Чубайса в качестве руководителя предвыборного штаба, вероятно, рассчитывали после выборов править Россией и использовать усилившегося Чубайса в качестве проводника своей воли. Они ошиблись. Россией правят те же, кто и до банкиров, - Ельцин, Черномырдин, Чубайс, словом - Аппарат. Банкирам было милостиво дозволено стать передовым отрядом партии власти, но ни в коем случае не зарываться, ни в коем случае не высовываться. В случае, когда та или иная группировка становится агрессивной и грозит подмять под себя все другие (а затем и саму Власть?), ее одергивают, ее руководителей ставят на место, используя хорошо отработанные - не придерешься - сценарии. Чубайс между тем остается на равноудаленном расстоянии от борющихся между собой банкиров, и получается, что он нужен им, а не они ему. Иногда первый вице-премьер незаметным движением руки меняет диспозицию - так мальчишка играется в своих любимых оловянных солдатиков, в поисках более удачного построения передвигая их по полу детской и украшая время от времени их форму бумажными бантами и кусочками засахарившейся карамели. Банкиры почему-то думали, что станут генералами новой власти, а стали ее оловянным развлечением.