UA / RU
Поддержать ZN.ua

Война компроматов

Последнюю неделю выпуски харьковских новостей напоминают детективный сериал. Действие развивается драматично и динамично, сюжет закручен и в то же время банален до неприличия...

Автор: Елена Львова

Последнюю неделю выпуски харьковских новостей напоминают детективный сериал. Действие развивается драматично и динамично, сюжет закручен и в то же время банален до неприличия. Мэрия и милиция ведут войну не на жизнь, а за место у руля харьковской милиции. Наступление начали люди в погонах, но городские власти перехватили инициативу буквально на следующий день. Они нападают и играют на опережение, правоохранители же больше обороняются.

Снаряды ложатся все ближе, Евгений Петрович. Уже зафиксировали на взятке для передачи секретарю харьковского горсовета на 300 тыс. грн.

Юрий Луценко,
30 ноября 2006 года

Именно эти слова, произнесенные с парламентской трибуны тогда еще министром внутренних дел, считаются началом публичной войны между милицией и харьковскими городскими властями. Хотя была ли взятка — до сих пор вопрос, на который нет официального ответа. Но есть «материал о передаче денежных средств одного лица другому». (По неофициальной информации, деньги предназначались третьему лицу — не первому в мэрии, но и не второму.) Что это значит и есть ли основание для возбуждения уголовного дела — должна решить прокуратура области. Но пока она свой вердикт не вынесла. Люди в погонах комментировать заявление министра, пусть даже и бывшего, не хотят. Городские же власти в оценках не стесняются.

«Сотрудниками УБОПа… были задержаны люди, у которых выбивались показания на Геннадия Кернеса (секретаря горсовета. — Е.Л.) о том, что они, идя по улице, должны были дойти до кабинета Геннадия Адольфовича и совершить там противоправные действия путем передачи средств на 300 тыс. грн., — заявил мэр Михаил Добкин. — И видно так спешили доложить Луценко перед выступлением, что желаемое выдали за действительное. Господин Луценко, как обычно, с трибуны заявил о громком очередном преступлении. Потом же, видно, понадобились документы, а Харьков сообщил, как всегда, о своей неспособности связать дело со словами. После чего потребовался новый факт, любой факт противоправных действий со стороны чиновников города Харькова».

Последняя реплика мэра касается инцидента, происшедшего в кабинете начальника управления квартирного учета и распределения жилплощади Геннадия Бакаляра спустя несколько часов после заявления Ю.Луценко. Правоохранители называют это «мероприятиями по проверке заявления гражданина о том, что в одном из отделов исполкома у него вымогают взятку в 40 тыс. грн.» и утверждают, что в ходе осмотра места происшествия обнаружили указанную сумму, «переданную в качестве взятки». Городские власти именуют случившееся «провокацией дачи взятки» и «заказом» и выдвигают сразу несколько версий по поводу того, кто заказчик. Первая, уже упоминавшаяся, — Луценко. Вторая — его заместитель Евдокимов. (По информации секретаря горсовета Геннадия Кернеса, Бакаляр меньше месяца назад отказал отцу замминистра в получении земельного участка под строительство жилья.) Третья — недовольные тем, что «новая городская власть наводит в Харькове порядок». «Порядок» — это снос киосков на центральных улицах и магистралях, а также отмена и приостановление действия ряда разрешений на строительство, выданных предыдущим горсоветом. Большинство застройщиков, которых непосредственно касалось наведение порядка, нашли в себе силы и возможности компромисса с новой властью. На принцип пошла только одна торговая группа. Именно ее Добкин и Кернес называют в числе недовольных. Туда же они зачислили руководителей областной милиции, которые, по выражению первых лиц города, «крышевали шаурму».

Но вернемся к Бакаляру и взятке. «Осмотр места происшествия» в кабинете Бакаляра длился более пяти часов. Самого хозяина кабинета в результате увезла «скорая». Диагноз — гипертонический криз и тахикардия. В среду вечером он по-прежнему был в «неотложке». Уголовное дело прокуратура возбудила еще в пятницу. Бакаляра обещают допросить, как только он выпишется из больницы.

Ментовский беспредел в этом городе пора закончить.

Геннадий Кернес, секретарь Харьковского горсовета,
6 декабря 2006 года

Этот призыв секретаря горсовета на внеочередной сессии нашел отклик почти у всех депутатов. Они, независимо от партийной принадлежности, практически единогласно проголосовали за обращение к министру МВД, премьеру, генпрокурору и главе СБУ, в котором действия милиции названы противоправными, и попросили создать комиссию по комплексной проверке ГУ МВДУ в Харьковской области.

Вообще же, начиная с понедельника, события развиваются все более стремительно. В местных теленовостях демонстрируют кадры, снятые, по всей видимости, скрытой камерой, — как человек, похожий на Бакаляра, указывает, куда положить пачки денег. В начале видео заставка: «Мы хотим показать, как чиновники горисполкома обманывают население города Харькова. Честные сотрудники милиции».

В мэрии демонстрируют аудиозапись угроз, якобы поступивших в адрес отца городского головы после пятничных заявлений сына, и предупреждают о готовящихся провокациях в отношении первых лиц города.

Начальник ГУ МВДУ в Харьковской области Игорь Репешко заявляет о возможном иске к городским властям.

На внеочередной сессии горсовета демонстрируют интервью, взятое Геннадием Кернесом у человека, назвавшегося Иваном Трофимовичем Черсуновым, внештатным сотрудником милиции. Интервьюируемый обвиняет руководителей областной милиции и управления внутренней безопасности в «крышевании» контрабандистов и убийстве людей. По его словам, рассказать об этом он решил после того, как услышал и узнал голос, угрожавший Марку Добкину.

Замначальника областной милиции Константин Маслий цитирует материалы из дела и экспертизы Ивана Трофимовича Черсунова: «При настоящем стационарном обследовании у Черсунова обнаруживаются признаки умственной отсталости в форме олигофрении в степени легкой дебильности, психопатизация личности, в пользу чего свидетельствует выявленный у испытуемого низкий уровень интеллекта, и уровень общеобразовательных знаний ... живость, изворотливость».

Связь с мэрско-милицейским скандалом чудится во всем. В том, что посреди бела дня перед зданием исполкома стреляли — резиновыми пулями, в звонке о заминировании здания муниципалитета (информация оказалась ложной, но секретарь горсовета возложил вину на правоохранителей).

Чем дальше — тем больше вопросов, которые остаются без ответа. Если видео от «честных милиционеров» — правда, то можно ли говорить о взятке? Судя по тому, что показано, человек, похожий на Бакаляра, деньги в руки не брал, он только показал, куда их положить. Почему еще утром мэр не знал об угрозах, поступавших его отцу накануне поздно вечером? Почему он решил рассказать о них, хотя звонивший предупреждал, лучше этого не делать? Как человек, назвавшийся Иваном Черсуновым, узнал голос угрожавшего и расслышал кавказский акцент? Запись очень некачественная, слова разобрать крайне сложно, но в тех, что слышны, нет и намека на кавказский акцент.

Мы с большим нетерпением ждем комиссию из Киева: очень надеемся, что она будет делать выводы на основе конкретных фактов и конкретных документов, а не на основе фильмов под режиссурой Геннадия Адольфовича с участием — как там его — Черсунова.

Константин Маслий, заместитель начальника ГУ МВД в Харьковской области,
6 декабря 2006 года.

Милиция доказывает, что борется с коррупцией и взяточничеством невзирая на чины и лица. Городские власти уверяют, что стали жертвой провокации — люди в погонах просто выполняют заказ. С точки зрения обывателя, взятки в мэрии выглядят так же правдоподобно, как беспредел и крышевание в милиции. Впрочем, борьба за общественное мнение — скорее побочный эффект мэрско-милицейской войны. Ее главная цель — контроль над харьковской милицией. Городские власти явно вошли во вкус и отступать не намерены. Большинство наблюдателей единодушны: смена начальника ГУ МВД — вопрос времени и борьбы, в том числе и внутри самой Партии регионов. Вполне вероятно, что желание помочь министру с подбором новой кандидатуры возникнет и у председателя облсовета Василия Салыгина, и у бывшего губернатора, а ныне нардепа Евгения Кушнарева, не теряющего связи с малой родиной.

Упреки в том, что его подчиненные выполняют политический заказ, генералу Репешко выслушивать не впервой. В сентябре прошлого года обвинения в заангажированности харьковской милиции звучали не из синего, а из оранжевого лагеря от губернатора Арсена Авакова после того, как правоохранители задержали по подозрению во взяточничестве несколько человек из руководства районов и райцентров. Дела до судов так доведены и не были — их закрыли за отсутствием состава преступления. Сам Игорь Репешко как тогда, так и сейчас заявляет, то за последние два года не получал никаких цеу из Киева — ни от министра, ни от его замов.

Игорь Репешко уверяет, что, во-первых, за должность не держится, а во-вторых, на встрече с Василием Цушко об увольнении речь не шла. Напротив, как утверждает Репешко, новый министр сообщил, что настроен на работу со всеми нынешними начальниками областных управлений до 2011 года.

Есть ли у Репешко шансы действительно сохранить пост, покажут выводы столичных проверяющих.

Но в Харькове уже обсуждают возможных претендентов на место начальника областной милиции. Чаще всего звучит имя выдвиженца «регионов» Станислава Денисюка, человека с известной репутацией как в органах в целом, так и в Харькове в частности. Денисюк руководил областной милицией до марта 2005 года, оспаривал свое увольнение с должности в судах и в первых двух инстанциях суды выиграл. Но решения суда высшей инстанции и восстановления в должности не дождался — был поставлен руководить областной налоговой.