UA / RU
Поддержать ZN.ua

Восьмой чрезвычайный

В Киеве начал работу VIII внеочередной съезд судей Украины, о чем «ЗН» сообщало читателям. Вот что констатировали украинские судьи...

В Киеве начал работу VIII внеочередной съезд судей Украины, о чем «ЗН» сообщало читателям. Вот что констатировали украинские судьи.

Политический кризис в государстве до крайности заострил разрушительные процессы в сфере правосудия и породил новые риски в деятельности судебных органов. Неспособность субъектов политического противостояния решать политические проблемы с помощью надлежащих средств, кричащий правовой нигилизм властных и политических субъектов привели к масштабному и бесцеремонному вмешательству политики в правовую сферу, в том числе в сферу правосудия. В последнее время факты давления на судей и вмешательство в деятельность судов приобрели системный и откровенный характер, в частности во время рассмотрения судами дел, формирования судейского корпуса, назначения судей на административные должности, решения вопросов об ответственности судей.

Наблюдается неправомерное использование субъектами власти предоставленных им полномочий для усиления зависимости судебных органов, давления на судей, втягивание их в политическую борьбу, навязывание неправовых подходов к решению споров.

Особенно опасно для правосудия игнорирование общепризнанных правовых принципов высшими должностными лицами государства и органами государственной власти, политическими деятелями. В Украине приобретает системный характер и становится обычной практикой оценка решений судов некомпетентными субъектами, невыполнение судебных решений, набравших законную силу. К сожалению, субъекты политического процесса не отдают себе отчет, что при таких обстоятельствах ни одна политическая сила не сможет победить и получить легитимную власть.

Сегодня существенным образом не хватает надлежащей юридической обоснованности отдельным решениям президента Украины, касающимся организации деятельности судебной власти. Также органы законодательной и исполнительной власти не всегда придерживаются принципов раздела государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, самостоятельности судов и независимости судей.

Указанные негативные явления дополнительно усиливаются имеющимися проблемами законодательного и институционного характера, которые навязаны извне и существуют в судебной власти. Речь идет, в частности, о несовершенных процедурах подбора и назначения судей на должности, которые не учитывают необходимости использования конкурсных основ, непрозрачны, пронизаны субъективными факторами.

Первое назначение на должность судьи и его увольнение осуществляется при обязательном участии в этом процессе Высшего совета юстиции. Он сегодня крайне заполитизирован и часто использует свои полномочия для назначения на судейские должности «карманных» судей, которые во время осуществления правосудия будут выполнять политические и прочие заказы, и для увольнения непокорных судей.

Для деятельности Высшего совета юстиции в последнее время характерен откровенный отход от правовых основ, неодинаковый подход к решению вопросов об увольнении судей за нарушение присяги, превышение своих полномочий во время проведения проверок, предубежденность. В одних случаях Высший совет юстиции чрезвычайно оперативно принимает решения о внесении представления относительно увольнения судьи за нарушение присяги, даже не выслушав объяснения самого увольняемого, в других принятие решений затягивается на месяцы и даже годы.

В свою очередь отдельные суды и судьи не всегда руководствуются в своей деятельности исключительно Конституцией и законами Украины, поддаются противоправному влиянию должностных лиц органов государственной власти, субъектов политической деятельности, допускают безнаказанное вмешательство в решение судебных дел, что наносит существенный вред демократическому конституционному порядку, правам и свободам граждан, интересам общества и государства, подрывает авторитет судебной власти.

К сожалению, приобретают значительное распространение постановления судебных решений, предусматривающих: неправомерное ограничение прав, свобод и законных интересов других лиц, в том числе ограничение публичной компетенции государственных органов, их должностных или служебных лиц, удовлетворение требований лиц, не являющихся субъектами соответствующих правоотношений. Судьи осудили факты принятия отдельными их коллегами в условиях политического противостояния в Украине сомнительных с правовой точки зрения решений, откровенного нарушения правил подсудности и подведомственности, совершение коррупционных правонарушений, участие судей в так называемых рейдерских схемах, в том числе политических, выполнение ими политических и экономических заказов иным способом.

Опасными для правосудия в условиях политического кризиса и правовой неопределенности полномочий парламента являются попытки отдельных политических сил осуществить меры по кардинальному реформированию основ судоустройства, судопроизводства и определению статуса судей. Такие меры не базируются на нормах Конституции Украины и предусматривают концептуально ошибочные подходы к реформированию. Судебная реформа, которая действительно является безотлагательной для нашей страны, должна быть надлежащим образом подготовлена, предусмотрены взвешенные, хорошо продуманные, системные, научно обоснованные подходы. Кроме того, реформу необходимо осуществлять в стабильной политико-правовой ситуации. Иначе процесс реформирования судебной системы будет чрезмерно политизированным и субъективным, следствием чего могут стать попытки «подогнать» судебную систему под определенный политический интерес, на законодательном уровне закрепить неправовые рычаги влияния на суды и судей.

Вышеприведенные факторы предопределяют реальную угрозу уничтожения основ отечественного правосудия и потери украинским обществом своей правовой основы, которой является судебная система.