UA / RU
Поддержать ZN.ua

Война в Украине: почему международное право остается эффективным механизмом наказания агрессора

Следствием новых судебных исков против России станет наложение на нее более жестких санкций

Автор: Ольга Кучмиенко

Международное право нередко критикуют за мягкость, медленность наступления последствий для нарушителя и даже недейственность. Но это не так.

После 23 февраля 2022 года действия России против Украины стали беспрецедентным нарушением международного права и прав человека. И мир отреагировал немедленно.

Иностранные адвокаты pro bono (бесплатно) консультируют временно перемещенных лиц и предоставляют юридическую помощь украинским компаниям, перенесшим свой бизнес за границу. Лучшие иностранные юристы бесплатно представляют Украину в международных судах против России, консультируют президента и правительство по санкционной политике.

Кроме предоставления военной и экономической помощи, иностранные государства прибегли к механизмам международного права, сформированным еще после Второй мировой войны. С первых дней войны украинские юристы и дипломаты работают над тем, чтобы зафиксировать все нарушения России в международных судах. Поддерживают и всемирно известные юридические компании и иностранные юристы-международники.

Еще одним толчком к привлечению иностранных государств стали ужасные последствия вооруженной агрессии России в Буче, Ирпене и Гостомеле. Офисы прокуроров в странах, в которые массово переселились украинцы (Швеции, Эстонии, Литве, Польше, Словакии, Германии, Норвегии, Франции), продолжили расследование военных преступлений РФ в Украине. Ряд стран начали централизованно собирать информацию о незаконной активности в поддержку военных преступлений (например, финансирования ОРДЛО) и присылают экспертов для расследования таких преступлений.

Международное правосудие: взвешенное и эффективное, а не неповоротливое

Указанные нарушения настолько серьезны и очевидны, что Россия стала участницей нескольких новых дел в международных судах.

Важным сигналом поддержки Украины является то, что суды значительно ускорили сроки рассмотрения, ведь обычно они измеряются месяцами или даже годами между открытием производства и каким-либо решением.

Новые международные процессы против России:

  1. Международный суд ООН (МС ООН) — главный судебный орган ООН для рассмотрения споров между государствами. За 18 дней вынес решение о применении меры пресечения о прекращении агрессии и выводе войск с территории Украины.

26 февраля 2022 года Украина подала иск в МС ООН против России на основании Конвенции о предотвращении преступления геноцида и наказании за него. 16 марта 2022 года МС ООН обязал Россию: 1) немедленно приостановить военную операцию, которую она начала 24 февраля 2022 года в Украине, и 2) убедиться, что никто, включая какие-либо вооруженные силы или нерегулярные вооруженные группировки, не принимает меры по продолжению военной операции.

Что это означает? МС ООН убежден в том, что российские вооруженные силы:

— находятся на территории Украины;

— начали и продолжают запрещенную военную операцию против Украины;

— должны покинуть территорию Украины.

Очевидно, что сейчас Россия нарушает постановление Международного суда.

  1. Международный уголовный суд (МУС) — первый правовой институт, действующий постоянно, в его компетенцию входит привлечение к ответственности за геноцид и преступления против человечности.

28 февраля 2022 года прокурор МУС Карим Асад Ахмад Хан, английский барристер со статусом королевского советника, решил начать расследование военных преступлений и преступлений против человечности, которые, вероятно, совершила Россия на территории Украины.

Важно, что МУС предусматривает персональную ответственность высшего военного и политического руководства. Расследование Суда было начато после подачи 42 государствами — членами МУС заявлений с просьбами провести расследование.

Что это означает? Для государств, подавших заявления в Международный уголовный суд, факт наличия оснований для расследования очевиден.

МУС может присудить компенсации пострадавшим лицам, поскольку имеет механизм выплаты репараций жертвам преступлений в виде трастового фонда, образованного ассамблеей государств — членов Римского статута. Трастовый фонд получает средства путем: добровольных пожертвований государств, межправительственных и общественных организаций, компаний и отдельных лиц; передачи арестованных МУС активов и выплаты репараций по решению Суда через трастовый фонд.

Но МУС сможет перейти к присуждению репараций после того, как признает обвиняемых в совершении преступления агрессии, военных преступлений, геноцида и преступлений против человечности виновными. В таком случае осужденные должны выплатить репарации жертвам за счет своего собственного имущества, также можно будет использовать их имущество, на которое был наложен арест в ходе расследования.

  1. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) — судебный орган, рассматривающий жалобы на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод по искам государств или граждан — членов Совета Европы против государств.

С момента подачи Украиной заявления об оказании помощи из-за «нарушения прав человека подразделениями российских вооруженных сил» и до того, как ЕСПЧ отреагировал на него, прошло всего 24 часа.

1 марта 2022 года ЕСПЧ подтвердил, что действия российских вооруженных сил представляют риск серьезного нарушения прав человека, защищенных Европейской конвенцией по правам человека, в частности: права на жизнь; запрета пыток и нечеловеческого или унизительного обращения либо наказания; права на уважение к личной и семейной жизни.

Что это означает? Судьи ЕСПЧ пришли к выводу о достаточности доказательств начала военной операции, которая, вероятно, нарушает права человека.

16 марта 2022 года Комитет министров Совета Европы проголосовал за исключение России из организации из-за агрессии против Украины. Это вызвало ряд вопросов, в частности такие: будут ли рассмотрены межгосударственные и персональные дела и можно ли подавать новые иски против России. Заметим, что подавать новые иски против России теперь нельзя, но поскольку процедуры исключения будут длиться еще полгода, все иски об оккупации Крыма, нарушениях во время вооруженного конфликта и иски граждан Украины против РФ должны быть рассмотрены.

После исключения возникает противоречие: согласно правилам СЕ, если рассматривается решение против страны, то должен быть судья от такой страны. В то же время нечлен СЕ не может назначать судью. Но действующий судья на период выхода еще сохраняет свои полномочия, а после прекращения членства страны он может стать судьей ad hoc. Остается вопрос, согласится ли новый судья быть таким назначенным судьей без санкции своей власти.

Следовательно, ЕСПЧ сможет рассмотреть и присудить компенсацию по всем существующим делам против России, за которые ей придется платить даже после смены режима власти.

Неочевидны позитивные последствия существующих судебных процессов — наложение более жестких санкций.

Фиксация «подозрения» мирового сообщества в наличии преступления в виде открытия дела в международном суде и невыполнение даже промежуточных решений Россией — это формальное основание, позволяющее иностранным политикам всячески поддерживать Украину и вводить санкции. Чем больше норм международного права Россия нарушит, тем лучше иностранные государства могут объяснить своим гражданам и друг другу, почему надо наложить еще более жесткие санкции против России.

Что еще можно сделать?

Чтобы предотвратить новые преступления, надо принять еще больше мер. Это, в частности:

1) поддержка расследований преступлений геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности;

2) создание специального Трибунала по преступлениям против мира.

Именно эти меры юридическое сообщество активно продвигает в профессиональных кругах на международной арене.

Международное право было одним из самых стабильных правопорядков. Именно благодаря ему последствия для нарушителей наступали всегда, хотя не всегда — сразу. На примере санкций мы увидели, как стабильное и консервативное международное право помогает применять прогрессивные санкции против России, открывает возможности для изоляции России, пока ситуация не изменится. Механизмы могут устаревать и меняться, но неизменными остаются справедливость и восстановление правосудия.

В исследовании помогал Виктор Пасечник, участник Менторской программы, организованной комитетом АЮУ по международному праву.