За последние годы о реабилитации жертв политических репрессий написано немало. Однако эта проблема и по сей день остается актуальной, находит широкий отклик у людей.
Верховный Совет Украины 17 апреля 1991 года, приняв Закон «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине», осудил массовые преследования граждан за политическую и религиозную деятельность, выразил сочувствие жертвам необоснованных репрессий, провозгласил намерение добиваться восстановления справедливости, устранить последствия произвола, обеспечить компенсацию ущерба, причиненного реабилитированным и их семьям, гарантировал народу Украины, что подобное никогда не повторится, что права человека и законность будут свято соблюдаться.
Наш корреспондент беседует с начальником управления надзора за соблюдением законов о национальной безопасности Генеральной прокуратуры Украины П.Г.Кушниром о том, как ведется работа по восстановлению исторической справедливости в отношении жертв репрессий.
- После 1917 года, в период гражданской войны и последующие десятилетия в Украине на основании антидемократических законов и в результате беззакония и произвола подверглись преследованиям за политическую деятельность и религиозные убеждения миллионы безвинных граждан. Беспощадно выкорчевывалось инакомыслие, почти половина репрессированных - лица, привлеченные к ответственности за антисоветскую агитацию, когда за любое критическое высказывание о советском образе жизни, сравнение его с условиями жизни за рубежом, а иногда и за рассказанный анекдот человек признавался «врагом народа» и изолировался от общества.
Нередко контрреволюционным преступлением признавалось упущение на производстве. Немало граждан безвинно пострадало за деятельность, связанную с ОУН-УПА, особенно в западных областях в послевоенный период. Репрессиям необоснованно подвергались и члены семей «врагов народа». Жертвами тоталитаризма стали многие государственные деятели, хозяйственные руководители, военные, ученые, священнослужители, другие представители интеллигенции, рабочие и колхозники, люди разных национальностей.
Как известно, работа по реабилитации началась в Украине после смерти Сталина в 1956 году и активно проводилась до 1959 года. За этот период было пересмотрено около 286 тысяч архивных уголовных дел о так называемых контрреволюционных преступлениях, реабилитировано более 250 тысяч человек. Однако в последующие годы, которые сегодня принято называть «периодом застоя», процесс реабилитации постепенно сворачивался. В результате за 28 лет (1960 - 1988 гг.) рассмотрено только 87 тысяч дел, реабилитировано менее 63 тысяч граждан.
В годы перестройки и рожденных ею процессов демократизации, гласности возобновилась и деятельность правоохранительных органов по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий. В 1988 - 89 гг. изучено свыше 185 тысяч дел, по заключениям прокуроров реабилитировано более 180 тысяч лиц, репрессированных «двойками», «тройками», особыми совещаниями и другими внесудебными органами. Однако в 1990 году эта работа снова приостановилась.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что реабилитация репрессированных в прошлые годы велась на основе союзного законодательства эпизодически и без должной системы. И только принятие Верховным Советом Украины Закона «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине» (кстати, такой закон Украина приняла первой из числа бывших союзных республик) дало импульс к активизации этой благородной и важной работы.
- Павел Григорьевич, в чем отличие Закона от 17 апреля 1991 года от ранее действовавших нормативных актов?
- Закон Украины имеет немало существенных отличий от законодательства бывшего СССР по этим вопросам. Если прежде пересматривались дела только о репрессиях периода 30 -
40-х и начала 50-х годов, то сейчас - за все время, начиная с 1917 года и до дня его принятия. Значительно расширен круг лиц, подлежащих реабилитации, и предоставляемые им права и льготы, четко определено, за какие преступления граждане не могут быть реабилитированы.
За время действия Закона (т.е. за три с небольшим года) органы прокуратуры во взаимодействии с подразделениями Службы безопасности Украины и судами пересмотрели более 205 тысяч архивных дел, реабилитировали около 200 тысяч репрессированных. Признаны обоснованно осужденными и не подлежащими реабилитации около 52 тысяч граждан.
Следует также иметь в виду, что одновременно проводится большая работа по реабилитации всех граждан, высланных с постоянного места жительства и лишенных имущества по решению местных органов власти и управления по политическим, социальным, национальным, религиозным и другим мотивам под предлогом борьбы с кулачеством, противниками коллективизации, так называемыми бандпособниками и их семьями. Решение вопросов, связанных с установлением фактов раскулачивания, административного выселения, Законом возложено на областные, городские и районные Советы народных депутатов, где созданы комиссии по восстановлению прав реабилитированных. Эти комиссии рассматривают также вопросы возмещения реабилитированным материального ущерба, восстановления их трудовых, жилищных, пенсионных и иных прав.
Недавно в газете «Голос Украины» была опубликована статья «Просим пересмотреть Закон». Ее авторы: группа ученых - бывшие политзаключенные и родственники репрессированных - полагают, что Закон «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине» более унижает, чем защищает потерпевших от тоталитаризма. Я не могу согласиться с такой точкой зрения, так как в Украине для восстановления справедливости, честных имен репрессированных сделано немало, о чем сказано выше, и эта работа продолжается. В то же время разделяю мнение авторов статьи о том, что некоторые положения Закона нуждаются в изменениях и дополнениях (в частности, о размере денежной компенсации, признании ближайших родственников реабилитированного потерпевшими от репрессий).
- Вы упомянули о том, что некоторые репрессированные признаются не подлежащими реабилитации. Каковы критерии принятия таких решений?
- Они определены Законом. Не подлежат реабилитации лица, осужденные за измену Родине, шпионаж, террористический акт, вредительство, саботаж, преступления против человечества, участие в карательных акциях против населения, убийствах граждан, пособники оккупантов в период Великой Отечественной войны. Обязательное условие - полная доказанность их вины в материалах дела.
Так, отказано в реабилитации Шейко И., который в 1941 - 42 гг. служил заместителем начальника Сахновщанской полиции на Харьковщине, был начальником лагеря военнопленных, лично участвовал в расстреле более 30 граждан. Такое же решение принято в отношении Пайкиной К., которая была завербована во время войны немецкой жандармерией. По ее доносам в 1942 - 43 гг. арестованы 20 советских патриотов, из которых 4 человека расстреляны, а 3 умерли в тюрьме.
К принятию решения об отказе в реабилитации мы подходим ответственно в отношении каждого человека. Если в материалах дела нет достаточной ясности, проводится дополнительное расследование.
Важно, что при несогласии с заключением прокуратуры об отказе в реабилитации заинтересованное лицо (сам репрессированный или его ближайшие родственники) имеет право обжаловать его в суд, который принимает окончательное решение.
- Существует немало различных мнений по вопросу реабилитации членов ОУН-УПА. Как на практике решается этот непростой вопрос?
- В феврале 1993 года Верховный Совет Украины принял постановление, которым поручил Академии наук Украины, правоохранительным органам, другим компетентным организациям всесторонне и объективно изучить вопрос о деятельности ОУН-УПА и подготовить исторически и юридически обоснованные выводы. Организация этой работы возложена на Министерство юстиции Украины. Ее завершение, безусловно, способствовало бы установлению в обществе гражданского согласия.
А сейчас, рассматривая каждое конкретное дело в отношении репрессированных членов ОУН-УПА, мы руководствуемся требованиями Закона Украины от 17 апреля 1991 года и Постановлением Верховного Совета Украины от 24 декабря 1993 года о его толковании.
Все лица, сотрудничавшие с ОУН-УПА, но не принимавшие личного участия в убийствах, разбоях, грабежах и других насильственных акциях, подлежат реабилитации. Но нельзя считать жертвами репрессий и реабилитировать тех, чьи руки в крови невиновных людей, кто грабил население. Покажу это на отдельных примерах.
В 1945 году в Косовском районе Ивано-Франковской области были осуждены 11 членов ОУН - жительниц с.Люча, которые собирали деньги и продукты на нужды ОУН-УПА, выполняли обязанности связных. В этом и состояла их «преступная» деятельность. Сейчас все они реабилитированы.
Проживавшие в Тернопольской области члены ОУН С.Резник, М.Вильгард и В.Драбик организовали вооруженную группу, в составе которой в 1947 - 48 гг. совершили тяжкие преступления: убили жительниц села Нараив Е.Павлив и И.Яцик, ограбили магазины в двух селах и ряд граждан. Все трое в установленном порядке признаны обоснованно осужденными и не подлежащими реабилитации.
- Возникают ли трудности при рассмотрении заявлений о реабилитации? Скажем, обращаются ли к вам граждане, на которых этот Закон не распространяется?
- По этим вопросам к нам обращаются тысячи граждан, и каждое заявление тщательно проверяется. Однако нередко возникают трудности с розыском архивных дел, данных о фактически отбытых сроках наказания, за которые положена выплата денежной компенсации, других необходимых документов, без которых невозможно принять то или иное решение. Бывает и так: некоторые граждане настаивают на реабилитации, а при проверках устанавливаем, что они в свое время были осуждены за кражи и другие уголовные преступления, то есть не подвергались репрессиям по политическим мотивам. Разумеется, что такие лица реабилитации не подлежат. Мы придаем большое значение установлению судьбы необоснованно репрессированных, их ближайших родственников, чтобы помочь им в реализации предоставленных Законом трудовых, жилищных, пенсионных и иных прав и льгот. Эта работа осложняется тем, что за время войны и в послевоенные годы утеряна часть архивов, немало граждан сменили место жительства, в том числе и за пределы Украины, многих уже нет в живых. И, несмотря на это, только в истекшем году органы прокуратуры выдали установленным лицам свыше 20 тысяч справок о реабилитации и каждую вторую из них - лично реабилитированному.
Работники органов прокуратуры систематически разъясняют населению в печати, по радио и телевидению законодательство о реабилитации, информируют о практике его применения. По этим вопросам выступил по Украинскому радио Генеральный прокурор Украины В.Дацюк. В местной печати города Киева, Республики Крым, Днепропетровской, Ивано-Франковской, Полтавской, Черновицкой и других областей периодически публикуются списки реабилитированных граждан - местных жителей.
- Павел Григорьевич, многие репрессированные - люди преклонного возраста. Не все из них могут дождаться реабилитации. Когда, по вашему мнению, завершится эта работа?
- Мы понимаем, что время не терпит, и постоянно учитываем это в своей работе. В Генеральной прокуратуре, во всех прокуратурах областей и военных прокуратурах регионов созданы специальные группы из числа квалифицированных работников, которые непосредственно занимаются пересмотром дел этой категории. В некоторых областях (Закарпатской, Житомирской, Ровенской, Николаевской, Черновицкой, Херсонской) она подходит к концу. Необходимо еще пересмотреть свыше 100 тысяч архивных дел примерно на несколько сот тысяч человек. Наибольший объем работы предстоит выполнить прокурорам Львовской, Одесской, Харьковской, Донецкой, Сумской областей, военным прокуратурам Западного и Центрального регионов Украины.
Коллегия Генеральной прокуратуры рассмотрела состояние работы по выполнению Закона от 17 апреля 1991 года, наметила практические меры по ее совершенствованию. Наряду с этим хотелось бы отметить, что некоторые проблемы, связанные с реабилитацией жертв политических репрессий, ждут своего решения. Нуждаются в изменении отдельные положения законодательства, в частности, с учетом инфляции, вопрос об увеличении размеров денежной компенсации реабилитированным. На наш взгляд, необходимо заключить межправительственные соглашения со странами СНГ по общим вопросам реабилитации репрессированных по типу имеющихся договоренностей с Россией.
Требует улучшения работа многих городских и районных комиссий по вопросам восстановления прав реабилитированных, где затягиваются сроки рассмотрения заявлений, нередко занижаются размеры подлежащей выплате компенсации за конфискованное имущество.
В связи с этим представляется необходимым создание при Кабинете министров Украины республиканской комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, которая бы координировала и контролировала работу комиссий на местах, обобщала практику их работы, вносила предложения по ее совершенствованию.
Процесс восстановления справедливости надо довести до конца. Мы должны это сделать из уважения к памяти жертв беззакония и произвола.