UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВМЕСТО «ВІКОН» — ШТРАУС, ЗАМЕНЯЮЩИЙ «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

3 сентября в очень теплой, веселой и дружественной обстановке все прогрессивное и независимое журналистское человечество отмечало годовщину выхода в эфир программ Международного медиа-центра «Интерньюз»...

3 сентября в очень теплой, веселой и дружественной обстановке все прогрессивное и независимое журналистское человечество отмечало годовщину выхода в эфир программ Международного медиа-центра «Интерньюз». Тосты поднимались за Мыколу Княжицкого, Ростислава Хотина, Виталия Портникова, Мыколу Вересня, Радислава Чумака, Елену Фроляк, Ирину Ванникову, Марию Бурмаку. Словом, всех тех, кому украинские зрители привыкли доверять, впуская к себе в дом каждый вечер. За тех, кто умеет отличать ОБСЕ от ПДВУ, Ван Гога от Гогена и ратификацию от инаугурации.

Праздник закончился поздно, а плохие новости пришли рано. На следующий день утром. Дележ украинского эфира между власть имущими не мог не затронуть «Вікна». Вначале ММЦ «Интерньюз» получил сообщение о том, что их выпуск в 20.30 (прайм-тайм) займет иная компания (финансируемая «Приватбанком»), затем их лишили прямого эфира и потребовали демонстрировать кассеты с новостями за полтора часа до эфира. Относительно этого пункта Зиновий Кулик утверждает, что он оговорен договором. Не станем спорить с этим. Тем более, что казуистика подобного рода в данной ситуации не принципиальна, поскольку «Вікна» 6 сентября днем в эфир не пустили. Вместо новостей в эфир вышел Иоганн Штраус, находящийся вне политики. Не увидели «Вікна» свет и в 20.30. Их заменила программа об истории образования в Киеве. Телевидение - не газета. На нем белых пятен цензуры сразу не видно. Если кто-нибудь будет утверждать, что это было сделано руками Мащенко по инициативе Зиновия Кулика, то пусть он не будет так уверен.

Независимая, в принципе, компания ММЦ «Интерньюз» обратилась с письмом к Президенту Украины. В послании, в частности, говорится:

«Ваше внимание к средствам массовой информации, господин Президент, и в частности к нашему проекту является общеизвестным фактом. И это понятно. Как могли, в течение года мы освещали и поддерживали все Ваши государственные начинания и усилия по развитию сильной, независимой и богатой страны. конечно, Вам судить, насколько нам это удавалось. Однако и в дальнейшем мы хотели бы так же последовательно и с надлежащим уважением отстаивать Ваши государственные идеи и планы.

К сожалению, в государстве есть другие силы, для которых главной целью является усиление влияния на информационное пространство Украины и, таким образом, на политическую ситуацию в государстве. Их не интересует популярность наших программ у зрителей, наша последовательная государственная позиция.

Как нам стало известно, именно под давлением вышеупомянутых сил разработан план уничтожения наших программ. Нас лишили основного вечернего выпуска, оставив только ночной выпуск «Вікон», который, как правило, нет возможности выдавать в эфир во время заседаний Верховной Рады, которые транслируются на канале УТ-2. Таким образом, украинский зритель остается без популярной программы.

К сожалению, наше общество еще не стало действительно демократическим, которым Вы, господин Президент, хотели бы его видеть и ради чего вы работаете. Именно поэтому мы обращаемся к Вам как к гаранту соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина с просьбой восстановить справедливость.

Вы являетесь третьим Президентом Украины после Михаила Грушевского и Леонида Кравчука, Вы вместе с парламентом наконец дали Украине «Новый праведный закон» - Конституцию. Ваш знаменитый коллега - также третий президент, который подарил Америке Декларацию о независимости и был автором Биля о правах человека Томас Джеферсон сказал: «Если бы я имел выбор между правительством без прессы или прессой без правительства, я несомненно избрал бы последнее».

Комментирует обращение к Президенту директор ММЦ «Интерньюз» Юрий Айвазян.

Всем, кого это касается

«Мы не для того бежали из лагеря, чтобы попасть в «малину»

Народная мудрость.

Суть открытого письма к Президенту Украины проста и не нуждается в особых комментариях. Вместе с тем, отдельные детали происходящего вокруг ММЦ, не ставшие частью этого письма, но являющиеся характерными для общих процессов, происходящих в украинских масc-медиа сегодня, требуют дополнительных пояснений.

Во-первых, уже становится очевидным, что процесс структуризации средств массовой информации в Украине, особенно негосударственных, вступает в свою наиболее активную фазу. Она характеризуется в основном существенным повышением интереса могущественных финансово-политических групп к газетам, телевидению и радио. Многие донедавна, условно конечно, свободные издания и телерадиокомпании скуплены на корню и активно инвестируются, создаются новые - на большие, Бог знает откуда взявшиеся деньги. Начинается острейшая борьба за государственные каналы телевидения, исход которой пока предсказывать сложно из-за критического количества желающих поучаствовать в дележке этого гигантского пирога. Все это, возможно, и следовало бы расценивать как нормальное общественное явление, если бы не одно обстоятельство: множественные нарушения Конституции и злоупотребления высочайшими служебными положениями, сопутствующие достижению целей в этом процессе. Особенно достается при этом тем представителям средств массовой информации, которые еще не оказались под чьей-то «крышей». ММЦ можно смело отнести к этой категории.

Во-вторых, государственный подход к пониманию таких основополагающих понятий демократического развития общества, как свобода слова и мировоззрения, право на информацию пока, к глубокому сожалению, не носит «единообразного» характера, и многие государственные чиновники, ежедневно решающие судьбу масс-медиа, зачастую трактуют эти понятия, мягко говоря, субъективно, а точнее - учитывают при этом лишь определенные корпоративные либо политические интересы. В случае с ММЦ и многими другими печатными и электронными независимыми средствами массовой информации ситуация несогласия с подобными «государственными подходами» заканчивается как правило снятием с эфира, «внеплановыми» проверками налоговых инспекций, хамскими статьями в официальных печатных органах (яркий пример - публикация «Зеленая» тень свободы слова» в «Урядовому кур'єрi»), сфальсифицированными уголовными делами, закрытием и так далее.

В-третьих, в силу указанных и многих других причин в деятельности масс-медиа выхолащивается такое понятие, как профессионализм, особенно в журналистике, что в целом понижает качество украинских СМИ и делает их неконкурентоспособными по сравнению с теми же российскими изданиями.

И наконец, в-четвертых, борьба за средства массовой информации, а скорее подминание под себя тех из них, которые еще не разучились говорить правду, катастрофическим образом сказывается на общественном сознании. Он, гражданин Украины, ради которого и появляются ежедневно тысячи газет, журналов, теле- и радиопрограмм, и без того теряющий веру в слово, становится словоненавистником, циником, а самое страшное - человеком, не желающим носить упомянутое высокое звание. Государство же, не имеющее граждан, воистину рискует превратиться в «малину».