В четверг по «сокращенной процедуре» парламент в числе других законопроектов рассмотрел проект закона «О трансплантации (пересадке) органов и тканей человека». Он был тут же принят к некоторому удивлению причастных к его разработке. Ведь этот законопроект, прежде чем попасть в Верховную Раду, «ходил по кругу» в верховных инстанциях целых четыре года, и вокруг него, в свою очередь, ходило много споров и кривотолков. Даже после принятия закона последовали высказывания, мол, некоторые его статьи несовершенны, поскольку не исключают свободной трактовки, а значит, и злоупотреблений.
В этой связи мы обратились за комментарием к главному трансплантологу Украины профессору Евгению Барану:
- Очень хорошо, что закон о трансплантации наконец принят, и таким образом вопросы, связанные с пересадкой органов, донорством, легализованы. Ведь раньше операции по пересадке органов проводились фактически незаконно, а трансплантологическая служба находилась вне правового поля. Теперь, с принятием закона, многие аспекты пересадки органов - юридические, медицинские, этические - законодательно урегулированы. Больше всего споров, пожалуй, вызвал вопрос донорства. В законе четко определено, кто может быть донором. Как известно, мозг, в отличие от других органов, оживлению не подлежит. Понятие о том, что смерть мозга есть биологическая смерть организма, закреплено в законе. Только после установления такого диагноза возможен забор донорских органов.
Купля-продажа органов запрещена, и нарушение этого законного требования влечет за собой уголовную ответственность. Живым донором может быть только близкий родственник больного - мать (отец), сестра (брат) и т.д. Откровенно говоря, нередки случаи, когда ко мне в Киевский центр трансплантации обращались люди с предложением продать свою почку. Надо сказать, что многих на такое решение толкает крайняя безысходность.
Из-за отсутствия законодательной базы центры трансплантации в Украине вынуждены были сворачивать свою деятельность, тем самым лишая многих людей надежды на спасение. Если раньше в киевском центре мы делали 35-45 операций в год, то в прошлом году - только 18. Центры «скорой помощи» и их реанимационные отделения крайне неохотно шли на контакт с трансплантологами, а то и вовсе отказывались от сотрудничества с нами. И их можно было понять.
Сегодня благодаря новейшим методикам появилась возможность фиксировать биологическую смерть, исключая субъективный фактор или ошибку врача. (Об этом в свое время мы рассказывали в «ЗН».) Способ фиксации активности нейронных полей, позволяющий объективно точно определить момент смерти человека, найден учеными Института проблем искусственного интеллекта НАНУ (г.Донецк). На базе реанимационного отделения областной клинической больницы работает институтский отдел картирования участков коры головного мозга. Таким образом, техническая возможность фиксации биологической смерти уже существует и применяется на практике.
Принятие закона о трансплантации позволит Украине стать членом международной организации «Евротрансплант», координирующей работу европейских трансплантационных центров и имеющей общий банк данных о всех нуждающихся в пересадке органов. А значит, поднять трансплантационную службу Украины на качественно новый уровень.