UA / RU
Поддержать ZN.ua

«В МОЕЙ СМЕРТИ ПРОШУ ВИНИТЬ

В течение моей журналистской биографии довелось побывать на стольких пресс-конференциях, что точное их число назвать затруднительно...

Автор: Павлина Семиволос

В течение моей журналистской биографии довелось побывать на стольких пресс-конференциях, что точное их число назвать затруднительно. Но могу утверждать наверняка: ни одна не оставляла в душе и сердце столь неизбывное чувство горечи и скорби, как вчерашняя, организованная редакцией газеты «Киевские ведомости» и Фондом независимой прессы Украины. Посвящена она была гибели собкора упомянутого издания, поэта Петра Шевченко (г.Луганск). Его труп обнаружили вечером 13 марта в Киеве на улице Кадетский гай. Петр был повешен в помещении заброшенной котельни на пустыре недалеко от Жулян.

- За сутки до этого, - рассказал главный редактор «Киевских ведомостей» Евгений Якунов, - Петр утром приехал в Киев. Встретившему его нашему сотруднику он, не вдаваясь в подробности, высказал предположение, что находится «под колпаком». И добавил, что в поезде к нему подходили неизвестные люди, с которыми он общался. Пообещав явиться в редакцию после обеда, журналист исчез.

Коллеги погибшего высказали на пресс-конференции убеждение, что первоначальная версия - самоубийство (сразу же выдвинутая милицией) - вряд ли имеет под собой веские основания. «Не таким был Петр человеком, чтобы пойти на это», - считает его собрат по перу Сергей Киселев, расследовавший вместе с погибшим довольно резонансное дело о конфликте луганского мэра Алексея Данилова с местным СБУ. После серий острых публикаций в Луганске, по словам Киселева, фактически началась травля журналиста. И это при том, что материалы, написанные Шевченко, не содержали «каких-то крутых наездов, необъективности».

- Мы отметаем мысли о самоубийстве по нескольким причинам, - сообщила собравшимся заместитель главного редактора «Киевских ведомостей» Лариса Троян. - Действительно, в последнее время Петр казался подавленным, но не до такой степени, чтобы накладывать на себя руки. Он был настоящим бойцом, которого не пугают опасности и неудачи. Во время разговора со мной на прошлой неделе Шевченко делился своими творческими планами. И вдруг - он висит в петле в Богом забытой котельне, месторасположение которой неизвестно большинству коренных киевлян, тем более приезжему. Я думаю, наш собкор был носителем какой-то очень важной информации...

- Когда гибнут журналисты в Чечне - это трагично, но когда журналисты гибнут вот так, как Петр Шевченко, - это просто чудовищно, - с трудом сдерживая волнение сказал Сергей Киселев.

Мы попросили нашего собкора в Луганске Сергея Кораблева разобраться в ситуации на месте. Конечно, не стали беспокоить семью погибшего журналиста. Тем более, зная о том, что супруга Петра Шевченко узнала о гибели мужа не от властей, а позвонив в «Киевские ведомости»...

Многие же в Луганске считают, что смерть Петра Шевченко опять связала между собой мэра Луганска Алексея Данилова и начальника УСБУ в Луганской области генерал-майора Юрия Землянского. Если первый никогда не скрывал своих симпатий к профессиональной деятельности П.Шевченко, то второй во время своей пресс-конференции прямо сказал о том, что: «По заявлению А.Данилова, за указанные публикации (в «Киевских ведомостях». - С.К.) он заплатил. Я платить не буду». При этом упомянув о том, что определенную роль при написании этих статей сыграл Петр Шевченко. Теперь же после всего, что произошло, векторы общественного внимания могут быть направлены в разные стороны, но все равно мнение о случившемся этих двух человек будет в центре. По просьбе «Зеркала недели» оба участника продолжающегося противостояния высказали свое мнение о случившемся.

Алексей Данилов, мэр Луганска:

- Я буду делать официальное заявление по этому поводу. Не должно быть такого, чтобы человек в 42 года, входящий в десятку лучших журналистов «Киевских ведомостей», уходил из жизни. Я понял бы, если это произошло бы со мной или с Киселевым... Если проанализировать его публикации, то мягче и корректнее журналиста у нас в Луганской области не было. Он всегда предоставлял своим читателям возможность определиться самим в той или иной ситуации. У меня сейчас на столе лежит последний материал, над которым мы вместе с ним работали, где есть такие строки: «День проглотит ночь. На улицах будет темно и страшно. Могут пристать. Отнять шапку, а то и убить...» Когда мне ночью сообщили о случившемся, я больше не мог сомкнуть глаз.

Что касается мотивов случившегося, то если речь заходит о коммерческой версии - надо просто зайти домой и посмотреть, как жил этот человек. Заявления начальника УСБУ Ю.Землянского о том, что я заплатил Петру Шевченко, не имеют под собой никаких оснований. Я никогда никого не просил, чтобы написали, какой я хороший. А с Петром Николаевичем у меня были особенные отношения... Мы совместно разрабатывали социологическую программу «200 вопросов к луганчанам»... Я понял бы его смерть, если бы он написал эти публикации... Все, что произошло, я с трудом могу осмыслить. Никто в нашем государстве не защищен... Версия самоубийства? Я ее принимаю с трудом...

Юрий Землянский, начальник управления СБУ в Луганской области:

- Я сегодня утром разговаривал в телефонном режиме с Киевом, и мне передали, что, по всей видимости, это было самоубийство. Первый осмотр никаких следов насильственной смерти не обнаружил. Окончательный результат покажет вскрытие. Я хочу заявить следующее, чтобы не было никаких спекуляций и кривотолков на эту тему: Служба безопасности Украины не имеет никакого отношения к тому, что произошло с журналистом «Киевских ведомостей» Петром Николаевичем Шевченко. Никаких претензий по поводу его публикаций у нас никогда не было. Что касается моего заявления на пресс-конференции, то я еще раз повторяю, что, говоря эту фразу, я ссылался на слова Алексея Данилова. А кому он это говорил - я знаю...

Смерть журналиста - это не только издержки профессионального риска. Это трагедия для близких, друзей и общества, оскорбление человеческого достоинства журналиста, как это было в случае с нападением на парламентского обозревателя Ирину Погорелову - слава Богу, менее серьезный, но не менее тревожный сигнал. В случае с Ириной органам правопорядка так пока ничего и не удалось выяснить. Расследование причин смерти Петра Шевченко впереди.

...Не знаю, как сейчас, а раньше бандиты, носившие с собой незаконно огнестрельное оружие, начинали день с того, что садились за стол и писали заявление, датированное этим же днем о том, что нашли пистолет и несут его в милицию. Неужели журналистам, освещающим политические и экономические вопросы, нужно начинать каждый день с того, чтобы садиться и писать: «В моей смерти прошу винить...»? Подобные вещи не спасут от расправы, но помогут следствию.

Павлина СЕМИВОЛОС

Леонид Кучма на встрече с лидером ФПУ критикует правительство за невыполнение договоренностей с профсоюзами

Президент Украины Леонид Кучма во время встречи с главой Федерации профсоюзов Александром Стояном высказал недовольство «неповоротливостью правительства» при выполнении требований профсоюзов.

Как сообщили агентству «Интерфакс-Украина» в пресс-службе ФПУ, в пятницу во время встречи Л.Кучмы с А.Стояном обсуждались актуальные проблемы социальной защиты населения, ход выполнения правительством требований, выдвинутых ФПУ во время акции протеста 17 ноября прошлого года.

Как сообщили агентству в пресс-службе Президента Украины, во время встречи А.Стоян обратил внимание Л.Кучмы на то, что правительство не исполняет достигнутых ранее совместных договоренностей о погашении задолженности по заработной плате. В то же время А.Стоян сообщил о том, что Федерация профсоюзов Украины не будет поддерживать политические стачки 18 марта, которые, по его мнению, только усложнят экономическую ситуацию.