UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Украине хотят упростить международный розыск и экстрадицию украинцев. Как это будет работать?

Автор: Денис Шевченко

Недавно правительство внесло на рассмотрение в Верховную Раду Украины законопроект №11223, призванный усовершенствовать процедуру объявления лиц в международный розыск и приблизить украинское законодательство к стандартам FATF (Группе по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма). Многие эксперты назвали документ упрощающим объявление лица в международный розыск. Какие изменения предлагают?

Действующий механизм объявления в международный розыск

Основная задача международного розыска заключается в поиске и задержании лиц, скрывающихся от следствия и суда. После задержания их передают государству (процесс экстрадиции), которое осуществляет или осуществляло ранее расследование совершенного ими преступления. Но, кроме этой задачи, в Украине факт объявления лица в международный розыск также является необходимым условием для следующего:

Последние две задачи вызвали появление в законопроекте №11223 положений, касающихся международного розыска. Изменения предлагается внести в статью 281 Уголовного процессуального кодекса Украины «Розыск подозреваемого», сейчас эта статья не содержит никаких упоминаний о таком розыске.

Читайте также: Эксперт рассказала, по какой схеме может происходить экстрадиция военнообязанных мужчин в Украину

Законопроектом предлагается установить, что:

Следует обратить внимание, что как в государственный, так и в международный розыск могут объявить только лицо, которое имеет статус подозреваемого, обвиняемого или осужденного в определенном уголовном производстве.

Почему в Украине хотят упростить процедуру объявления в международный розыск?

Уголовный  процессуальный кодекс Украины и раньше содержал понятие «международный розыск», но не перечислял конкретные основания и не приводил порядок объявления лица в такой розыск. Эти вопросы приходилось решать судьям, опираясь на собственное понимание и толкование положений законодательства.

Первая проблема связана с задействованием возможностей Интерпола в розыске лиц, скрывающихся от следствия и суда. Интерпол, несмотря на распространение в поп-культуре противоположной информации, не имеет в своем штате следователей, детективов, оперативных сотрудников или сотрудников силовой поддержки. Эта организация обеспечивает исключительно сбор и обмен между государствами информацией о разыскиваемых лицах.

И тут возникает самый большой парадокс. Проблема заключалась вот в чем: чтобы внести в свою базу информацию о международном розыске лица, Интерпол требует предоставить ему «ордер на арест» разыскиваемого лица. В понимании Интерпола, ордер на арест — это определение суда об избрании разыскиваемому лицу меры пресечения в виде содержания под стражей или обвинительный приговор относительно него. Однако, согласно действующему украинскому законодательству, для получения заочного определения об избрании меры пресечения лицу, скрывающемуся от следствия и суда, следователь или прокурор должен доказать суду, что такое лицо объявлено в международный розыск.

Вторая проблема непосредственно связана с доказательством того, действительно ли лицо объявлено в международный розыск. В этом случае следователь, прокурор должны доказать суду этот факт уже для того, чтобы получить постановление о разрешении на осуществление специального (заочного) уголовного производства относительно лица, скрывающегося от следствия и суда. В таком производстве все расследование и суд могут проходить при отсутствии обвиняемого.

Как украинцев объявляют в международный розыск без решения суда?

Первый подход заключается в том, что суд признает факт объявления лица в международный розыск только при предоставлении ему документов, подтверждающих внесение информации о розыске в Интерпол. Но для внесения информации о полноценном розыске лица в базу Интерпола (красная карточка) эта организация требует уже упомянутый «ордер на арест», а такой ордер можно получить, только доказав суду факт объявления лица в международный розыск.

Поэтому правоохранители наработали механизм, чтобы обойти этот замкнутый круг. Они обращались в Интерпол с запросом на внесение в базу этой организации информации о необходимости установить местонахождение разыскиваемого лица (синяя карточка). Синяя карточка предусматривала исключительно установление информации о местонахождении разыскиваемого лица и не требовала наличия «ордера на его арест», ведь разыскиваемый человек не подлежал задержанию, как при красной карточке. Таким образом, следователь или прокурор предоставляли суду документы, которые подтверждали розыск лица Интерполом по синей карточке.

Этот механизм работал, но недолго, поскольку после доказывания суду факта объявления лица в международный розыск и получения «ордера на арест» следователь или прокурор сразу обращались в Интерпол за получением красной карточки, ведь без нее почти невозможно задержать и экстрадировать лицо в Украину. Сам Интерпол считает подобные действия правоохранителей нарушением своих же правил. Нарушение правил приводит к удалению из базы организации всей информации о розыске лица как по синей, так и по красной карточке, а следовательно, сводит на нет всю работу следствия и суда.

Второй подход заключается в том, что суд признает факт объявления лица в международный розыск в случае предоставления ему документов, подтверждающих направление обращения в Интерпол с запросом о внесении информации о розыске в информационную базу организации.

Но у него тоже есть недостатки, ведь направление такого обращения не означает моментального и гарантированного внесения информации в базу Интерпола. Эти обращения рассматривают небыстро, а по результатам их рассмотрения могут и отказать в удовлетворении. Кроме того, законодательство требует доказательства в суде именно факта объявления в международный розыск (фактически размещения соответствующей информации о розыске в базе данных Интерпола), а не факта инициирования объявления такого розыска.

Третий подход, который на данный момент используют большинство судов, заключается в том, что суд признает факт объявления лица в международный розыск доказанным в случае вынесения следователем или прокурором соответствующего постановления об объявлении лица в международный розыск. Это новый подход, который не использовался раньше, ведь Уголовный процессуальный кодекс Украины предусматривает возможность вынесения постановления об объявлении лица в розыск, а не в международный розыск.

Таким образом, предложенным законопроектом в законодательстве планируют закрепить третий подход к определению факта объявления лица в международный розыск.

Читайте также: В Молдове разоблачили организацию, прикрывавшую людей от розыска «Интерпола». В схеме замешаны украинцы

Повлияют ли изменения на международный розыск «уклонистов»?

На самом деле, хотя и сугубо теоретически, возможности для реального, а не формального объявления в международный розыск «уклонистов» существуют и сегодня. Впрочем, на практике такие возможности применяются только в единичных случаях, а шансов, что практика станет массовой, вообще нет.

Прежде всего потому, что процесс объявления в международный розыск довольно трудоемкий, ведь предполагает сбор дополнительных документов, их перевод на иностранные языки и неоднократное согласование несколькими должностными лицами.

Кроме того, все эти процедуры требуют усиленного дальнейшего контроля, ведь во время розыска задействуют международные организации и иностранные государства, среди которых Украина должна иметь репутацию надежного партнера. Так что вряд ли она пойдет на объявление в розыск десятков тысяч «уклонистов». Но исключать, что таких случаев вообще не будет, тоже нельзя. Тем более, если процедура объявления в международный розыск будет упрощена.