UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина 2015: год без Януковича, но с коррупцией

За год после бегства Виктора Януковича и его отстранения от управления страной власть Украины действительно заметно изменилась. В стране избраны новый президент и парламент, дважды переформатировано правительство, уже готовятся местные выборы на всех территориях, подконтрольных Киеву. Новая властная команда таки подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом и обязалась провести ключевые реформы, связанные с евроинтеграцией. По большому счету, на этом успехи и заканчиваются.

Автор: Алексей Хмара

В феврале 2014 г. Виктор Янукович быстро собрал чемоданы, прихватил все ценное из своей резиденции Межигорье и отправился подальше от Киева, столицы Украины. Он четко понимал - миллионы возмущенных украинцев, доведенных до отчаяния годами коррупционных поборов, точно не простят экс-президенту и его окружению ни смертей невинных граждан, ни попыток бросить государство в объятия путинской России.

Начав многомесячную забастовку против коррумпированной власти, которая затем станет Украинской революцией против коррупции, граждане быстро вывели для себя простую формулу жизни:

кардинальное обновление власти

+ реальное воплощение европейских стандартов правления

+ беспощадная борьба с коррупцией

= успешное будущее государства и благосостояние его граждан.

За год после бегства Виктора Януковича и его отстранения от управления страной власть Украины действительно заметно изменилась. В стране избраны новый президент и парламент, дважды переформатировано правительство, уже готовятся местные выборы на всех территориях, подконтрольных Киеву. Новая властная команда таки подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом и обязалась провести ключевые реформы, связанные с евроинтеграцией.

По большому счету, на этом успехи и заканчиваются.

С беспощадной борьбой с коррупцией пока что ничего не получилось. Даже успехи парламента и президента в принятии кардинально новых антикоррупционных законов являются, скорее, первым шагом на пути больших перемен. Из принятого - создание Антикоррупционного бюро, раскрытие информации о реальных владельцах бизнеса, открытие доступа к разным типам государственных реестров, а также введение регулирования конфликта интересов и тотального декларирования расходов чиновников, в перспективе - контроль в режиме реального времени над расходованием всех публичных средств.

Все эти новации постоянно наталкиваются на неудовлетворительное соблюдение уже действующих законов украинскими судами и правоохранительными органами. Последние закрывают глаза на очевидные факты коррупции и даже в течение года, несмотря на максимальное содействие международных партнеров, не смогли привлечь к ответственности за коррупционные действия ни Виктора Януковича, ни его приспешников.

Как следствие, в конце 2014 г. 80% граждан Украины были убеждены в том, что уровень коррупции в стране со времен Евромайдана не изменился или даже вырос.

Коррупция. В чем причины?

Чтобы как следует разобраться с причинами такого положения вещей, украинское отделение Transparency International провело комплексную оценку способности властных институтов Украины эффективно противодействовать коррупции в государстве. Исследование показало, что причина текущего положения дел - не только откровенный саботаж со стороны украинских судов и правоохранителей.

Даже в условиях глубокого экономического кризиса государство до сих пор не смогло хотя бы создать благоприятные условия для развития бизнеса. А уже тот мог бы наполнять экономику Украины новыми ресурсами. Вместо этого и через год после Евромайдана законы, регулирующие ведение бизнеса, создают многочисленные препятствия для экономического роста.

Основная причина этого - отсутствие четкого, а главное согласованного видения экономических, как, в конце концов, и всех реформ, в головах топ-реформаторов. Часто их действия взаимно противоречивы и готовятся в условиях тотальной закрытости от будущих "потребителей" последствий реформирования.

Не секрет, что Виктор Янукович делал все возможное, чтобы Украина сегодня имела именно такой результат. Все годы пребывания у власти Янукович расставлял на ключевые государственные должности, на руководящие должности в правоохранительные, судебные и другие контрольные органы людей, непосредственно преданных ему и его ближайшему окружению. Поэтому контрольные органы страны постепенно деградировали и превращались в послушную обслугу прихотей властной элиты и рассадник коррупции. Например, в 2010 г., на момент вступления Виктора Януковича на должность президента, самым сильным среди украинских государственных учреждений в способности преодолевать коррупцию Transparency International считала Счетную палату Украины (высший орган финансового контроля). Однако с тех пор ситуация настолько ухудшилась, что теперь палата фактически потеряла какое-либо влияние на эффективность расходования госфинансов.

В наследство от Виктора Януковича нынешней властной команде достались коррумпированные политические партии, недееспособные правоохранительные и судебные органы и малоэффективный публичный сектор.

Единственным заметным успехом за эти годы стала активность гражданского общества. Именно общественные организации и журналисты сегодня являются самыми успешными борцами с большой политической коррупцией в Украине.

Именно они создают прецеденты и меняют устойчивые правила коррупционного поведения первых лиц государства и являются сторожевыми псами достижений Революции Достоинства. В качестве примера, можно упомянуть о большом реформаторском движении из почти 300 независимых экспертов страны под названием "Реанимационный пакет реформ", который уже заставил новую власть принять почти три десятка ключевых законов, в том числе весь антикоррупционный пакет.

Не менее мощно работает и ряд масс-медиа на национальном и местном уровнях, которые ежедневно обнажают обратную сторону жизни политической элиты Украины.

Вместе с тем следует честно признать, что общий уровень прозрачности и добропорядочности неправительственных организаций и медиа Украины, по сравнению с 2010 г., так и не изменился. Обнародование ими собственных финансовых и программных отчетов, как и реальное применение стандартов внутреннего управления, так и не стало распространенной практикой. Все это и сейчас не позволяет говорить об Украине как о государстве с развитой инфраструктурой гражданского общества.

Политические партии оказались в роли марионеток в руках своих спонсоров - олигархов и крупных промышленно-финансовых групп. Как следствие, надеяться на демократию в учреждениях, полностью зависимых от частного капитала и кучки функционеров, просто не приходится. Ни нормы прозрачности, ни нормы подотчетности политических партий так и не прописаны ни в одном законе и не обеспечены на практике.

Аналогичная ситуация в украинских медиа, которые, скорее, работают рупором интересов собственных олигархов, чем эффективными контролерами общественных процессов. Отдельные случаи существования действительно эффективных и влиятельных интернет-медиа или телеканалов, как и недавно начатая реформа по созданию общественного телевещателя, все еще не делают погоды на общем медиа-рынке страны.

Таким образом, ключевыми топ-5 причинами фактического торможения антикоррупционной реформы в Украине являются:

- политическая и ресурсная зависимость судей и прокуроров от руководства государства и его "надзирателей" на местах;

- тотальная зависимость политических партий и медиа от денег олигархов - их спонсоров, без создания реальных возможностей свободно собирать пожертвования граждан;

- отсутствие финансирования на обеспечение нормальной работы как государственных органов в целом, так и контрольных органов в частности;

- неразвитость процедур внутреннего управления и предотвращения коррупции в государственных и негосударственных организациях;

- слабая координация действий между инициаторами национальных реформ и продвижения таких реформ без должного диалога с гражданским обществом.

Что делать Украине?

Любую реформу нужно проговорить с обществом. Только тогда она заручится его поддержкой и пониманием. Даже создание десятка координирующих органов или найм лучших международных советников не способны продвинуть реформу, если граждане не понимают ее сути. Именно поэтому сегодня так важно объяснять людям на их языке и в удобных для них местах содержание начатых реформ. Не менее важно регулярно и честно отчитываться топ-реформаторам как о проведенной работе, так и об усвоенных уроках.

Стране нужна реформа политических партий, в частности введение государственного финансирования партий, введение реальных ограничений на объем частных пожертвований, соблюдение их прозрачности и эффективный мониторинг полученного госфинансирования.

Поскольку судебная власть и правоохранительные органы играют ключевую роль в привлечении к ответственности лиц за совершенные коррупционные деяния, в коренных изменениях нуждается Конституция. Она должна гарантировать независимость прокуроров и судей. Аналогично действующие законы "О судоустройстве и статусе судей", "О Счетной палате", "О государственной службе" нужно пересматривать на предмет ликвидации в них коррупционных лазеек и обрезания веревочек для дергания контрольными органами.

Эффективная борьба с высокопоставленными коррупционерами невозможна без учреждений, обеспеченных лучшими кадрами и ресурсами. Именно поэтому нужно как можно скорее завершить все действия, связанные с запуском Национального антикоррупционного бюро (расследует высокопоставленную коррупцию) и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (концентрируется на предотвращении конфликта интересов и мониторинга стиля жизни служащих). Международные партнеры должны предоставлять этим учреждениям всестороннюю поддержку, включая обучение новых кадров.

Украина должна немедленно реализовать комплексную реформу государственной службы, направленную на четкое размежевание политических и профессиональных функций государственных служащих, усиление профессионализма и добропорядочности должностных лиц и их защиту от политического вмешательства. Нужно определить и установить четкую систему вознаграждений, адекватную объему выполняемых задач. Но не следует играть в популизм, снижая почти до нуля зарплату чиновников. Из-за таких шагов наиболее энергичные и профессиональные уже покидают государственную службу.

Виктор Янукович даже не ставил себе цель браться за реформы. Через год после бегства топ-коррупционера из страны важно понимать, готовы ли к реформаторским действиям его преемники. А им самим нужно очень четко осознать, что "катание в мусорниках" - это наименьшая беда, которая с ними может приключиться, если они и дальше будут играть в реформы…