UA / RU
Поддержать ZN.ua

УДАРИМ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМОЙ ПО ПРАВОВОМУ БЕССИЛИЮ

Спустя две недели после выступления Президента в парламенте и заседания СНБО ни одного решения в развитие этих шагов не появилось...

Автор: Ирина Погорелова

Спустя две недели после выступления Президента в парламенте и заседания СНБО ни одного решения в развитие этих шагов не появилось. С бюджетом все остается на мертвой точке. Проект структуры правительства засекречен - если он вообще существует. Указ Президента о решениях Совета безопасности не предписывает правительству, как обещалось, разработки ни одного нового закона, а лишь Концепции энергорынка (и не через неделю, а через месяц-другой), да еще анализ самых различных процессов и самостоятельное принятие мер (к ЕЭСУ или к их конкурентам?). График погашения долгов по зарплате не разработан. Премьер Лазаренко не выступил в парламенте. Вице-премьер Пинзеник не переквалифицировался в профессиональные депутаты. Даже В.Лановой по собственному (?) желанию продолжает оставаться исполняющим обязанности главы Фонда госимущества, попросив ВР отложить утверждение...

Единственная новость - поручение Президента министрам экономического блока Кабмина о подготовке материалов для обращения к народу в связи с бюджетным процессом. Что, собственно, хочет сказать Президент народу? Пожаловаться на правительство? Странно. Если Президенту не нравится правительство, то он может и должен отправить его в отставку. Пожаловаться народу на парламент? Бесполезно. До выборов еще слишком далеко, да и народу не привыкать к тому, что парламент плохой, и прибавить к этому Л.Кучме практически нечего. А что если Президент намерен предложить народу какой-нибудь референдум? Ведь у него есть такая привычка - то плебисцит накануне Конституционного договора, то конституционный референдум накануне принятия Основного Закона. Да дело и не в привычке, а в необходимости: ну нет у Президента рычагов выхода из сложившейся в стране ситуации, позарез нужны ему дополнительные полномочия... Однако любителей закрученной интриги ждет разочарование: парламент так предусмотрел все в Конституции относительно референдума, что перспектив через народное волеизъявление получить дополнительные конституционные полномочия у Л.Кучмы нет. Да и какая сегодня может быть Президенту поддержка в народе, когда и на довыборах в ВР Украины побеждают коммунисты и национал-патриоты...

Так что Президент сам, видимо, мучительно думает, точнее - думают за него министры экономического блока. Где главным по сей день, между прочим, В.Пинзеник. Может, он потому о причинах своей отставки молчит, что все еще выполняет поручения главы государства и обдумывает его обращение к народу?

Что обдумывает П.Лазаренко, мы, естественно, также не знаем. Парламентские фракции сказали ему, что, убрав льготы из закона об НДС, уже совершили гражданский подвиг и на принятие пакета «Экономический рост» не пойдут. Налоговая же база в значительной мере обновлена и без пакета, сбалансировать бюджет можно простой сменой некоторых ставок в действующих налогах. Чего еще-то? Ах, Президент не подпишет! А что, собственно говоря, значит - не подпишет? Вето на бюджет наложит? А какие поправки или предложения выдвинет? Все тот же пакет? Отлично! Тогда как раз парламент и правительство смогут заявить, что Президент торпедирует уже утвержденный на совершенно законной и конституционной основе сбалансированный и реальный (насколько это возможно при 50-60% теневой экономики) бюджет. И мало того, что заявят такое, а еще возьмут да и преодолеют вето 300 голосами. А почему бы нет, если сегодня большинство фракций уговаривают П.Лазаренко не пугаться президентских угроз... Ну, а уж если Президент просто так - не подпишет и все, то проблем вообще не существует: не возвращенный на повторное рассмотрение закон по истечении 15 дней считается утвержденным Президентом, и тот обязан его подписать и опубликовать.

Неужели этой конституционной хрестоматии не знали глава государства или парламент, когда разворачивали совместную игру вокруг «налогово-бюджетной революции»? Нынешние драмы вокруг правительства, его кадрового состава и структуры подтверждают: бюджет страны и налоговый пакет были изначально обречены стать дешевым инструментом в борьбе за совершенно иные, чем активизация рыночных реформ, цели. Это все та же непрекращающаяся конституционная война.

В своем докладе парламенту Президент «похвастался», что применил 23 вето к принятым парламентом законам. Мол, не надо засорять правовое поле вредными актами. Эффектно, но неэффективно для самого Президента. Указами в почти полностью отрегулированном экономическом пространстве ничего не поделаешь. Если сравнить число декретов премьера Кучмы в 1992-93 годах с количеством экономических указов одноименного Президента 1994-97 годов - Президент Кучма значительно проигрывает. Не будем спорить, когда больше проиграла экономика Украины...

А в последние полгода Президент вообще прекратил издавать указы прямого экономического действия. Так, поручения правительству что-нибудь разработать (вот как тот же налоговый пакет), создать рабочую группу... Зато с завидной периодичностью создавал все новые и новые центральные исполнительные органы с самыми подчас загадочными функциями. Агентства, государственные компании, комитеты и комиссии, администрации и службы. Все это сегодня называется правительством. Хотя по Конституции высшим органом исполнительной власти является Кабинет министров, и состоит он из премьера, вице и просто министров, но никак не этих самых глав комитетов и прочее и прочее. А по последнему указу Л.Кучмы относительно структуры Кабмина в нем закреплены чуть больше 30 министерств. При чем здесь остальные 40 ведомств, когда речь идет о правительственной реформе? Кого сокращать-то будем до 25 «функциональных» штук? Может, агентство по реконструкции и развитию? Или кредитно-инвестиционную компанию? Или, что еще лучше, налоговую администрацию? Страшно сказать, может, Министерство информации? Нет, пожалуй, сольем Нацбанк с Минфином... Ах да, у нас один лишний госминистр по ТЭК гуляет. Говорят, надо всю энергетику функционально объединить. Кому такое поручишь, если не самому премьер-министру?..

Итак, «административная реформа» в сторону значительного расширения исполнительных органов началась давно, примерно сразу же после принятия Конституции. Та административная реформа была чем-то вроде эрзаца вето главы государства на Основной Закон, который ему так не хотелось подписывать. Нынешняя «административная реформа» - якобы в сторону значительного сокращения управленческих структур - тоже своеобразное вето. Но на что? Да на все. На это планомерное принятие парламентом законов о Кабмине, местном самоуправлении и местных госадминистрациях. На категорический отказ ВР поверить в то, что «налоговую реформу» нельзя было предложить в конце зимы 1996 года (дать В.Пинзенику соответствующий указ), чтобы к сентябрю на ее основе сверстать нормальный бюджет. Нынешняя «административная истерика», то есть «революция», как ее окрестил Е.Кушнарев, - в конце концов «наш ответ Чемберлену и Керзону» одновременно по поводу одобрения парламентом предложенной Президентом кандидатуры премьер-министра, которого теперь попробуй сними просто так...

Единственное, чем, по-видимому, не является нынешняя административная реформа, так это сложной политической интригой, имеющей далекоидущую стратегическую цель. И дело не в отсутствии рядом с Л.Кучмой Д.Табачника. Дело в том, что поле для интриг, подобных тем, которые разворачивались еще в период конституционного процесса, просто ужалось. Остался небольшой клочок изрытого правового поля, ограниченного Конституцией. И впереди - только выборы... Но остались и традиционные интересы правящей, управленческой элиты...

Летом 1996 года мы думали, что Украина выбирает между российско-белорусской и европейской моделями демократии, и сумела выбрать правильно. Весной 1997 года приходится констатировать, что Украина выбирает между латиноамериканской и китайской моделями авторитарно-теневого и тоталитарно-демонстративного режимов правления. В настоящий момент речь идет и о выборе модели управления экономикой, но, согласитесь, тоже по одному из тихоокеанских образцов. То ли у нас будет находиться «на свету» только часть правящей верхушки, жестко контролируемой неприкосновенными, теневыми лишь с точки зрения бумажных законов частно- государственными монополистами и транснациональными супергигантами. То ли само государство превратится в умного, хитрого и весьма жестокого предпринимателя, выдающего рыночную свободу гражданам мизерными порциями и лишь как форму социального самообеспечения.

Просто выбирать между Россией и Европой Украина в принципе не может: в России совершенно другая Конституция, потому там действует ответственность Президента как за структуры управления, так и за кадры, а в очень большой степени - и за законы. В Европе же - правовые государства, где законы вообще превыше всех ветвей власти, независимо от форм правления и от того, какими способами они приняты... В Украине нет ничего подобного: правовое политическое поле практически пусто, экономическое же - практически заполнено, но чем! В стране нет политических общественных структур, готовых немедленно взять на себя недекларативную ответственность за собственные действия, в стране - избыток обветшалых управленческих структур, коррумпированных просто потому, что они никогда не знали состояния некоррумпированности (разве что масштабы и «борзые щенки» были иные).

Есть в стране приблизившаяся к «критической массе» теневая экономика, которая превратилась в не то что «пятую власть», а в самодовлеющую силу, и инерция ее развития менее всего оставляет надежды, будто процесс можно направить вспять. Скорее можно дождаться, когда «это» вырастет до процентов 80, а потом просто объявить, что «это» и есть наша официальная экономика. Самым ярким проявлением данного тезиса является искусственное «упразднение» бюджета как документа, не только регулирующего официальные доходы и расходы государства в текущем году, но и обличающего «ошибки» всех предшествующих бюджетов. Знатоки по части конвертации долгов в самые разные блага - от имущества стратегических предприятий до ценных бумаг и государственных обязательств по внешним займам - уже все рассказали о том, что самым малым злом при отсутствии бюджета является простейший перерасход казенных денег, за который мелкий чиновник не боится отвечать. Знатоки, которые все это делают, имеют лишь одну проблему - в какой приемлемой форме объявить стране, что «все уже украдено до вас»...

Предлагались разные варианты: «капиталистическое производство -социалистическое распределение», «курс радикальных экономических реформ», «коррекция курса», «амнистия без конфискации», «чистые руки - быстрые ноги», «экономический рост»... Даже нэп... Теперь вот административная реформа. Последний вариант, похоже, самый удачный. Чтобы побыстрее теневую экономику нарастить, а потом объявить ее «световой». Раз бюджет надо сокращать, то официальную зарплату управленцам урезать придется, как ни экономь на учителях и врачах. Но недаром же управленцы эти столько лет руководили переводом экономики в тень. Уходя, они не только прихватят с собой разгосударствленную собственность, но и знание созданных ими самими законов, по которым так отлично эта теневая экономика существует. Оставшиеся же получат большой международный приз на структурную перестройку того мизерного государственного сектора, который к этому времени останется, а также другой приз - на ... административную реформу же! Но поскольку и та, и другая реформа к этому времени уже закончится как бы самопроизвольно - за отсутствием чего реформировать, - то сверхпланово и революционно сокращенный управленческий корпус можно будет просто премировать из упомянутых международных кредитов.

Расскажет ли Президент народу в своем обращении, что его действия связаны именно с такими мотивами? Очевидно, нет... Скажет, наверняка, что-нибудь очень неожиданное. Например, когда Л.Кучма руководил правительством Украины, то после добровольной отставки В.Пинзеника последовала и добровольная отставка премьера. Только не надо фантазировать, будто и теперь такое может повториться...