UA / RU
Поддержать ZN.ua

УБИЙЦА АЛЕКСАНДРОВА ПРОДОЛЖАЕТ УБИВАТЬ И СЕЙЧАС

«Дело о жестоком убийстве директора славянской телекомпании «Тор» Игоря Александрова практически раскрыто, следствию известны исполнители и заказчики преступления, причем один из исполнителей задержан...

Автор: Сергей Гармаш

«Дело о жестоком убийстве директора славянской телекомпании «Тор» Игоря Александрова практически раскрыто, следствию известны исполнители и заказчики преступления, причем один из исполнителей задержан. Эту новость с небольшими промежутками по очереди озвучили высокие должностные лица. Первым заявил о раскрытии дела Александрова Президент Украины Леонид Кучма… О том, что человек, подозреваемый в убийстве журналиста арестован и дает показания, сообщил прессе в Славянске заместитель генерального прокурора Сергей Винокуров».

Так начиналась статья под заголовком «Убийца Александрова арестован», украшавшая первую полосу одной из донецких газет 28 августа 2001 года…

11 декабря 2001 года заместитель генерального прокурора Сергей Винокуров, лично курировавший расследование убийства, дал в Славянске пресс-конференцию, на которой сообщил, что следствие по делу было закончено 26 ноября, а сегодня им лично подписано обвинительное заключение относительно Юрия Вередюка и принято решение о передаче дела в донецкий апелляционный суд. «По делу проведены десятки экспертиз, — сказал С.Винокуров, — и то, в чем обвиняется Вередюк, а он обвиняется в убийстве из корыстных побуждений, материалами дела, мы считаем, бесспорно, доказано».

На этой же пресс-конференции «…Сергей Винокуров с некоторым пренебрежением — как от назойливой мухи отмахнулся — отказался комментировать высказывания двух бывших офицеров краматорского ОБОПа М.Сербина и О.Солодуна. Герои наиболее резонансных программ И.Александрова, в которых назывались конкретные фамилии и факты преступной связки криминальных и правоохранительных структур области, обвиняли в организации убийства Александрова славянского предпринимателя Александра Рыбака и своего бывшего начальника Владимира Бантуша. «Эта версия проверена в числе других, — сказал заместитель генпрокурора, — она не имеет оснований». Это уже из публикации «ЗН» двухгодичной давности…

И вот, почти два года спустя, на минувшей неделе Украина и мир снова узнали о задержании исполнителей, заказчиков и организаторов убийства Игоря Александрова. Сначала Генпрокуратура, а затем СБУ заявили об аресте10 участников и лидеров организованной преступной группировки «17-й участок», причастных к убийству журналиста.

Кроме того, как сказано в пресс-релизе Службы безопасности Украины, «согласно заданию Генеральной прокуратуры Украины, для проведения следственных действий с целью раскрытия убийства журналиста и других преступлений в г. Киев из разных регионов Украины сотрудниками СБУ Украины этапированы еще 7 членов группировки, которые уже отбывают наказание или находятся под следствием за другие преступления». Прессе не называются фамилии этих людей, вероятно, в связи с тайной следствия. Но сегодня это уже секрет Полишинеля.

Однако, сначала немного истории.

13 апреля 2001 года в прямом эфире программы Игоря Александрова бывшие краматорские обоповцы Олег Солодун и Михаил Сербин впервые заявили о том, что у них есть записанная в Дюссельдорфе аудиокассета, зафиксировавшая, как некий Константин Яворовский рассказывает лидеру организованной преступной группировки «17-й участок» Дмитрию Герману об убийстве другого руководителя этой ОПГ по кличке Ермак. В ходе разговора звучит фамилия «хозяина» самой влиятельной в то время в Славянске фирмы «Укрлига» — Александра Рыбака. Более того, собеседники называют его мозговым центром ряда убийств. На этой же кассете рассказывается о связях, имеющихся у преступной группировки в донецких правоохранительных органах.

Игорь Александров тогда живо откликнулся на эту информацию и пригласил экс-обоповцев на очередную передачу, где должны были быть представлены уже результаты экспертизы «дюссельдорфской» кассеты. Однако 3 июля на журналиста совершается покушение, а еще через четыре дня, не приходя в сознание, Александров умирает в больнице. Казалось бы, мотивы убийства очевидны. Но Донецкая областная прокуратура, в производстве которой находилось дело, «усиленно» раскрывая убийство, даже не допрашивает Солодуна и Сербина. Уже 27 июля 2001 года, считая мотивы убийства журналиста очевидными и видя нежелание донецких следователей искать истину, Солодун и Сербин на пресс-конференции в Донецке открыто назвали организаторами убийства Александрова еще нескольких человек «группу Рыбак-Яворовский-Бантуш (бывший начальник Краматорского ОБОПа. — Авт.)».

После публикации в «ЗН» по итогам той пресс-конференции, в Славянск, по указанию Леонида Кучмы приехали генпрокурор М.Потебенько, министр внутренних дел Ю.Смирнов, заместитель председателя СБУ Ю.Вандин, народные депутаты Юрий Кармазин и Геннадий Васильев. На пресс-конференции Ю.Смирнов снова заявил журналистам, что все, о чем говорили Солодун и Сербин, «не подтвердилось».

Затем в этой эпопее появляется Юрий Вередюк, следует суд над ним и оправдание в связи с недоказанностью преступления. Верховный суд частично отменяет это решение и отправляет дело на доследование. Им снова занимается Донецкая облпрокуратура. «Занимается» — громко сказано, потому что в декабре прошлого года прокурору области Виктору Пшонке был вынесен выговор за «необеспечение надлежащего надзора за расследованием уголовного дела по факту убийства журналиста Игоря Александрова». Об этом Святослав Пискун заявил в парламенте страны. Тогда же в Верховной Раде было сказано, что к расследованию привлечены бывшие краматорские обоповцы Солодун и Сербин. До этого, в августе 2002 года, на личной встрече с генпрокурором они снова рассказали то, о чем в течение последних лет говорили постоянно, в очередной раз передали следствию «дюссельдорфскую кассету» и другие материалы, а также, по просьбе генпрокурора, представили ему план реализации этих материалов.

И вот в начале августа этого года Донецкий регион будоражит информация о том, что в Киеве арестованы Александр Рыбак и Константин Яворовский. До этого было известно, что в изолятор СБУ из Донецкой области этапированы члены группировки «17-й участок», в том числе упомянутый выше Дмитрий Герман. Уже в последнее время появились сведения об аресте брата Рыбака — Дмитрия. То есть, все эти задержания полностью вписываются в схему, о которой со дня убийства кричали глухим потебенькам, смирновым, вандиным, кармазиным и пшонкам Солодун и Сербин. Этому же есть неофициальное, но компетентное подтверждение из источников в высших правоохранительных структурах в Киеве. Сюда же можно добавить личную благодарность генпрокурора «бывшим сотрудникам правоохранительных органов», опубликованную в официальном сообщении Генпрокуратуры о раскрытии убийства Игоря Александрова.

То есть сейчас можно уверенно говорить о том, что реальные исполнители, организатор и заказчик убийства Игоря Александрова действительно известны правоохранителям. Но параллельно с радостью за профессионализм совместной следственно-оперативной группы Генпрокуратуры и СБУ возникает и тревога: будет ли на суде сказана вся правда об этом деле? Доживут ли его основные фигуранты до суда? Доживут ли до него те же Солодун и Сербин? Ведь если отбросить эйфорию и посмотреть на перспективу дела Александрова, то становится очевидным: поимка заказчиков и исполнителей убийства не столько дает ответы на вопросы, сколько ставит их.

Например, кто обманул Президента, подсунув ему, и через него всему миру, лживую версию о Вередюке? Кто ответит за сфальсифицированное дело Вередюка и его незаконное содержание под стражей? А за его смерть?

Или, какие выводы должно сделать руководство страны и правоохранительных органов, как минимум, о профессионализме того же Сергея Винокурова, Юрия Вандина, Юрия Смирнова, Николая Джиги, донецких прокурора и начальника милиции Виктора Пшонки и Владимира Малышева, а также еще нескольких десятков погононосцев с большими и малыми звездами?

Да и только ли в непрофессионализме дело? Ведь если Игоря Александрова убила группировка Рыбака–Яворовского, то убила она его за журналистскую деятельность, о чем и заявил первый зам.генпрокурора Шокин. И единственным поводом к этому были телепередачи журналиста с экс-обоповцами Сербиным и Солодуном. А значит то, о чем они говорили в этих эфирах о связях бандитов и правоохранителей, — правда. Тогда почему ни прокуратура, ни милиция не реагировали на это процессуально? Почему очевидные факты постоянно «не подтверждались» десятками министерских комиссий? Кто ответит за убийства славянских предпринимателей Кули и Собко, о подготовке которых предупреждали Сербин и Солодун? Кто, наконец, ответит за преступное бездействие правоохранительных органов, из-за которого стало возможным убийство Игоря Александрова? Ведь задолго до него у донецких прокуроров и милиционеров были все основания привлечь людей, обвиненных ныне в убийстве журналиста, за причастность к ряду других «мокрых» дел. В распоряжении автора этих строк есть документы, подтверждающие, что у донецкой милиции уже тогда были материалы для этого, как минимум по делу убитого Александра Собко, но милиция не давала им хода.

А чем объяснить тот факт, что еще в марте 2001 года, то есть за три месяца до убийства Александрова, в информационный центр УМВД в Донецкой области поступило «требование» с запросом об информации на арестованного сейчас Александра Рыбака? Любой оперативник знает, что такой запрос является необходимым мероприятием перед тем, как завести на человека ОРД (оперативно розыскное дело). Когда у оперативного работника уже есть неединичные оперативные сведения, что данное лицо занимается противоправной деятельностью, такое требование посылается, чтобы узнать, не находится ли уже этот человек в милицейской разработке. После такого запроса начальник органа (в нашем случае начальник Донецкого областного УБОПа Игорь Белозуб) либо санкционирует ОРД, либо обоснованно запрещает его. Последнее бывает редко, поскольку если оперативник говорит, что есть данные о преступной деятельности человека, то начальнику нужны веские доводы, чтобы проигнорировать их. Поэтому логично предположить, что господин Белозуб, после уже прозвучавших обвинений в адрес Рыбака со стороны Солодуна и Сербина, а также показаний о его причастности к убийству Александра Собко, полученных от также этапированных сейчас в Киев Лисицкого и Петренко, как профессионал согласился на ОРД. А значит, за три месяца до убийства Александрова А.Рыбак находился в разработке донецкого УБОПа! Это означает, что за ним велось наружное наблюдение, о нем собиралась информация по месту жительства и работы, работали агенты, информировавшие о его жизни... И все-таки Александрова убивают. Не потому ли, что донецким правоохранителям была выгодна смерть журналиста, который изобличал их в своих программах?

14 ноября 2001 года группа под руководством замначальника Управления угрозыска МВД Чечела задержала в Краматорске находившегося тогда в розыске А.Рыбака. Отработку по заказным убийствам Собко, Кули, Ермакова (также раскрытых сейчас Генпрокуратурой) и Александрова возглавил тогда лично прокурор области В.Пшонка. Если бы это делалось реально, а не имитировалось, то он бы не смог избежать следственных действий с Сербиным и Солодуном. Но этого не произошло, и Рыбак почему-то вышел на свободу…

А о чем может рассказать уже цитированная в предыдущих публикациях «ЗН» и оставленная тогда без внимания правоохранителями книга посещений возглавляемой Рыбаком фирмы «Укрлига»? Вот цитата из статьи 2001 года: «Но самые тесные контакты Александр Рыбак поддерживал с правоохранительными органами. Телефоны Бантуша (бывший начальник Краматорского ОБОПа), который в интервью газете «Салон» 24 августа 2001 года заявил: «И нет сведений о том, что я с ним (Рыбаком. — Авт.) как-то связан», — чуть ли не на каждой странице. Часто мелькают фамилии и мобилки сотрудника отдела по тяжким преступлениям УМВД в Донецкой области Соркина, начальника Славянского горотдела СБУ Зинченко, прокурора Славянска Коршикова, не установленного Валерия Ивановича из СБУ, сотрудника областного уголовного розыска Шломина, прокурора отдела по надзору за соблюдением законности в спецподразделениях по борьбе с организованной преступностью Пожуя и многих других. Характер этих контактов легко прослеживается по датам и содержанию записей. О чем, например, может говорить запись, сделанная 12 апреля (за день до выхода последней программы Александрова «Без ретуши» с участием Сербина и Солодуна, когда они заявили о наличии результатов экспертизы разоблачительной для Бантуша и Рыбака кассеты): «Без ретуши» 19.30. Сербин, Александров, Солодун»? Это при том, что, как уверяют сотрудники телекомпании, даже они узнавали о содержании программ уже во время эфира».

В этой череде вполне логичным, и он должен стоять не на последнем месте, стоит вопрос о законности и обоснованности увольнения Сербина и Солодуна из органов, когда они начали бороться с группировкой Рыбака–Яворовского-Бантуша. Не менее актуальным остается и вопрос об их охране сегодня, когда из врагов одной ОПГ они как свидетели превратились во врагов группировки в погонах…

В общем, по логике и по справедливости, финальная часть дела Александрова должна стать начальной стадией дел об очередных «оборотнях». Это не призыв к предвыборному «разрыву» Донецкой области (судя по совпадению во времени работы в Донецке комитета Ольги Колинько и заявлений генпрокуратуры о раскрытии убийства журналиста дело Александрова вполне может стать поводом для этого. И это обстоятельство — использование убийства журналиста для разборок между киевским и донецким кланами лишь подчеркивает цинизм власти) — это требование поломать во всей стране систему, которая делает возможной убийства неугодных. Потому что пока эта система работает, пока люди, фактически совершающие должностные преступления, остаются безнаказанными, она будет убивать и убивает сейчас. Ведь, оглядываясь назад, четко видно, что все это время возможность раскрытия дела Игоря Александрова постоянно висела на волоске порядочности отдельных людей. Сначала Солодуна и Сербина, потом — экс-депутатов Хмелевого и Шеховцова, потом — судьи Корчистого, потом парламентария Владимира Стретовича, следователей Генпрокуратуры… А если бы Сербин и Солодун замолчали? Если бы струсил судья Корчистый? Если бы махнули рукой депутаты и журналисты? Вередюк и сейчас был бы «убийцей», а настоящие убийцы продолжали бы убивать.